Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Найдется ли управа на"виртуозов" торговых зон?

Сегодня в нашем городе остро стоит проблема торговли юридическими и физическими лицами в неустановленных местах. Как правило, эта торговля возникает стихийно в непосредственной близости от станций метрополитена, около рынков, магазинов, перекрестков магистралей, мест отдыха граждан и т.д.

Такая торговля создает недобросовестную конкуренцию легальному бизнесу, наносит ущерб экономике региона, бюджет города недополучает налоги, а также не обеспечиваются права потребителей на качество и безопасность реализуемых товаров и услуг.

Стихийно образующиеся места торговли приводят к загрязнению территории города, нарушению его эстетического облика, ограничивают движение пассажирских и пешеходных потоков.

К сожалению, действия правоохранительных органов по наведению порядка затруднены тем, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует положение, устанавливающее ответственность за торговлю и оказание услуг в местах, не предназначенных для этих целей.

Но, похоже, лед в этом вопросе тронулся. За неделю до инаугурации нового градоначальника исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал распоряжение №2326-ра от 06.10.2003 г. "О внесении изменения в распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 16.01.2003 г. №53-ра", направленное на защиту прав потребителей услуг мелкорозничной торговли.

Новый документ конкретизирует п.1 распоряжения №53-ра от 16.01.2003 г. "Об упорядочении размещения объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли в Санкт-Петербурге" и, по сути, состоит из одного короткого, но важного предложения: "Реализация товаров потребителю допускается исключительно на объектах и комплексах, включенных в адресные программы размещения объектов и комплексов".

Это означает, что исполнительная власть в очередной раз сказала "нет" несанкционированной мелкорозничной торговле. Однако для того, чтобы привлекать к ответственности нарушителей, одного распоряжения недостаточно. Наказание за подобное правонарушение станет неотвратимым только после принятия Законодательным собранием закона "Об административной ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в неустановленных местах". Проект такого закона уже подготовлен комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли С.-Петербурга и находится на юридической экспертизе. Его скорейшее принятие депутатами ЗакСа, по мнению представителя управления Елены Быстровой, позволит более эффективно осуществлять контроль в сфере потребительского рынка и обеспечивать защиту прав потребителей. Разработчики закона считают, что предусмотренные проектом штрафные санкции охладят желающих торговать в неустановленных местах.

Объекты мелкорозничной торговли (торговые комплексы, зоны) традиционно являются "головной болью" для городских властей и контролирующих органов. Управление Госторгинспекции по С.-Петербургу и Ленинградской области именно в этом секторе потребительского рынка фиксирует наибольшее количество нарушений, которые порой своей дикостью поражают видавших виды инспекторов. На одном из рынков Кронштадта бдительным контролерам удалось изобличить продавщицу, которая лихо обвешивала покупателей, привязав один конец лески к весам, а другой к ноге. Как говорится, облегченные (подпиленные) гири и магниты под чашами весов "отдыхают" на фоне этого примера виртуозного владения техникой обмана потребителей.

Арсенал средств по борьбе с такими явлениями и раньше оставлял желать лучшего, но в связи с введением в прошлом году нового Кодекса об административных правонарушениях, вступлением в силу ФЗ №134 "О защите прав юридических лиц", ограничивающих права контролирующих органов, пресекать деятельность недобросовестных предпринимателей стало сложнее.

По словам Александра Филиппова, заместителя начальника Управления Госторгинспекции, если раньше инспектора могли принимать жалобы потребителей по телефону и реагировать оперативно, то теперь на проверку инспектор выезжает только после письменного заявления потребителя. Новый КоАП существенно понизил и размер штрафных санкций. Если раньше недобросовестному продавцу за обвес грозило наказание от 1 до 25 МРОТ, то сегодня он заплатит от 0,1 до 5 МРОТ.

Торговые комплексы, зоны, рынки лидируют по количеству жалоб потребителей еще и потому, что слишком "далека от народа", т.е. продавцов, администрация этих "объектов мелкорозничной торговли". Иными словами, все, что объединяет "верхи" и "низы" - это договора аренды на занимаемые торговые площади, в которых жестко прописано всего лишь одно требование - исправно вносить арендную плату. Об обязанностях продавцов соблюдать "Правила продажи отдельных видов товаров" в этих договорах не сказано ни слова.

А надо бы. Кстати, согласно упомянутому распоряжению губернатора № 53-ра (п.5.2.) КУГИ сегодня имеет право досрочно расторгнуть договор аренды в случае двукратного нарушения (ненадлежащего исполнения) владельцем торговой зоны федеральных и местных нормативных актов в сфере торговли.

Однако за прошедшие полгода такого прецедента в С.-Петербурге еще не было. Вот и получается, что защищаться от "виртуозов" торговых зон нам приходится подчас самостоятельно, используя знание Закона "О защите прав потребителей" и, конечно, приобретенную в борьбе за свои права потребительскую бдительность.

Всеволод Вишневецкий