Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

ГОСТ хотя и отменили, семь законов все же в силе

В беседе за одним из «круглых столов», которые проводила редакция газеты «Петербургское качество» в рамках выставки «Агрорусь-2003», один из питерских производителей высказал такое мнение: «Разве я нарушу закон, если на упаковке не сообщу полный состав продукта? Ведь ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», в соответствии с которым я обязан был делать это раньше, – с 1 июля отменен».

В нашем городе немало мелких производителей, которые, в силу, вероятно, еще своего небольшого производственного и юридического опыта и знаний, нарушают и права потребителей, и законодательство. Ведь отмена этого ГОСТа вовсе не дает производителям права на замалчивание сведений о товаре и введение тем самым потребителя в заблуждение.

Как прокомментировал эксперт по вопросам маркировки продукции «РОСТЕСТ-Москва», академик Академии проблем качества, главный разработчик этого отмененного стандарта Аркадий Наволоцкий, перечень законов и постановлений, по которым был разработан документ и которые никто на сегодня не отменял, насчитывает около 25 наименований. Среди них семь законов РФ (Гражданский кодекс РФ, «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О товарных знаках», «О рекламе», «О санитарно-эмидемиологическом благополучии населения»), ряд постановлений правительства РФ (прежде всего от 23 апреля 1997 года «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать наличие противопоказаний по отдельным видам заболеваний»; от 29 сентября 1997 года № 1263 «Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственных сырья и пищевых продуктов и их уничтожении»; от 16 июня 1997 года № 720 «Об утверждении перечня товаров, на которые должен устанавливаться срок годности»; последние – «О реализации Федерального закона о техническом регулировании» и постановление Госстандарта «О национальных стандартах РФ» от 27 июля 2003 года).

Маркировку четко оговаривают СанПиН, также введенные в действие в текущем году. Согласно им для особо скоропортящихся товаров в информации для потребителя должны быть указаны час, день, месяц и год изготовления продукта; для скоропортящихся – день, месяц и год; нескоропортящихся – месяц и год.

Потребитель имеет право требовать, а изготовители и продавцы обязаны доводить всю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах и вообще о товарах до нас. Это требование закона было, есть и будет всегда, так как это одно из основных условий всякого цивилизованного рынка. Так считают и те производители, которые заинтересованы в высоком качестве своей продукции.

Но, к сожалению, уважение к потребителю проявляют еще далеко не все. Об этом свидетельствуют итоги проверок контролирующих органов.

Другой вопрос, который волнует производителей в последние месяцы – как быть со старыми ГОСТами, которые согласно Закону «О техническом регулировании» в течение семилетнего переходного периода должны быть заменены на вновь разработанные технические регламенты? Госстандарт 27 июня принял постановление № 63 «О национальных стандартах РФ». Оно, в частности, гласит: «…со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года». Что это значит? Все стандарты, которые были приняты до этого, – являются национальными стандартами и должны выполняться. А вот следующий абзац этого пункта гласит: впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществлять применение указанных действующих государственных стандартов в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение цели законодательства РФ «О техническом регулировании», то есть всех требований по обеспечению безопасности.

Если производитель заявил, что он делает свой продукт по ГОСТу, – он обязан следовать всем его требованиям – и обязательным, и добровольным. В противном случае это будет обманом потребителя. В интересах любого изготовителя – придерживаться стандарта. Любые отклонения сказываются на потребительских свойствах товара и даже на его безопасности. Обо всем этом говорилось, в частности, на семинаре для руководителей и специалистов пищевых предприятий Петербурга и области.

Возьмем, к примеру, рынок масложировой продукции. В результате проверок контролирующих органов, как сообщила на семинаре заместитель руководителя Госторгинспекции по С.-Петербургу и области Лидия Кожина, было установлено, что немалая часть сливочных масел на рынке Петербурга не соответствует заявленному производителями стандарту по составу: молочный жир частично, а то и полностью заменяется растительным. Такая продукция поступает к нам из Белгородской, Смоленской, Московской областей, грешат подобной фальсификацией и некоторые питерские производители. В секторе растительных масел специалистами обнаружено завышение перекисного числа – а это уже показатель безопасности продукта.

Отмечается волна фальсификации вин, особенно идущих к нам из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, колбасных изделий.

Отрадно, что на этом не вполне благополучном фоне растет грамотность нашего потребителя. Уже не пользуется в магазинах большим спросом, как когда-то, подозрительно дешевая продукция: петербуржцы начинают разбираться в качестве товаров и не покупают что попало.

Сегодня в нашем городе мощно активизируются процессы в области повышения качества товаров и услуг и всех тех направлений, которые традиционно составляют это понятие. При правительстве Санкт-Петербурга создана рабочая группа представителей различных отраслей, которая работает над проектом программы повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг. В будущем предполагается принятие программы Санкт-Петербурга по качеству и конкурентоспособности с учетом особенностей работы в переходный период. Эта работа признана правительством города приоритетной. Не должны оставаться в стороне и мы, рядовые потребители. В конечном итоге выбирать нам. От того, какого качества продукты мы покупаем, из какого сырья они выработаны, в конечном итоге зависит наше здоровье и здоровье наших детей.

Всеволод Вишневецкий