Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

№ 23 (167) / 1-15 декабря

Стиснуть зубы и терпеть?

В результате ошибки стоматолога возможно все, в том числе и летальный исход

В последнее время суды завалены исками к врачам. Из них 63% - гражданские, 37% - уголовные. Для того чтобы выяснить их обоснованность, проводятся судебно-медицинские экспертизы. О том, что показал анализ 306 таких экспертиз, проведенных в последние годы, рассказывает начальник отдела сложных экспертиз Санкт-Петербургского отделения бюро судебно-медицинской экспертизы Ольга Быховская.

- Ольга Александровна, какие врачи лидируют по количеству претензий к ним?
- Больше всего жалоб поступает на работу хирургов - 38% от всего числа, следом идут акушеры-гинекологи - 17%, и на третьем месте стоматологи - 12%. В Москве же, по данным судебно-медицинских экспертных комиссий, больше всего недовольств вызывает работа дантистов, а вот на втором месте - пластические хирурги. Это совершенно не значит, что столичные стоматологи хуже работают, просто население там более активно и информированно.

- Насколько оказались обоснованными претензии пациентов к стоматологам?
- При проведении медицинских экспертиз в 49% случаев действительно были выявлены дефекты в их работе, а в 51% - жалобы не имели отношения к качеству лечения как к таковому. Их причины совершенно другого характера.

Например, неэтичное поведение врача. К ним относятся ситуации, когда стоматолог неуважительно или даже грубо ведет себя по отношению к пациенту. Ведь многим, наверное, известно выражение «сидите и не дергайтесь!». После чего оскорбленный пациент идет в суд с иском на возмещение морального и материального вреда. Другая ситуация: дантист сообщает больному, что предыдущий врач лечил его неправильно, что протез поставлен ужасно и вообще «зуб угробили». Естественно, у человека это вызывает негативную реакцию, и он обращается в суд с претензией - на предыдущего врача.

Вторая причина - непонимание пациентом своей патологии. Не всегда отсутствие положительного эффекта от лечения - это результат неправильного лечения. Это может быть связано с фоновой патологией больного: нарушение обмена веществ, диабет и т. д. И потом, у человека могут быть вредные привычки или он не выполняет предписания врача. Из-за всего этого лечение становится неэффективным.
Ольга Быховская

- Уж если почти половина жалоб признаны обоснованными, то какие небрежности допускаются чаще всего?
- Больше всего - у стоматологов-терапевтов. Это неполная пломбировка каналов зубов, перфорация корня канала и вывод пломбировочного материала за верхушку корня, отсутствие в полном объеме проведения рентгенологического обследования.

Много жалоб на качество протезирования и эстетические недочеты - цвет и форма зубов. Немало и чисто функциональных недостатков: завышение или занижение прикуса; неправильное изменение межакклюзионного пространства, когда нет контакта между верхними и нижними зубами; высота коронок по отношению к десневому краю оказывается неудовлетворительной и т. д.

- Наверняка бывают случаи и потяжелее…
- Казалось бы, стоматология - специальность относительно безобидная по сравнению с той же хирургией, и все же…

Нередки случаи, когда при удалении зуба пациенту могли вывихнуть челюсть или вообще ее сломать. Было и такое: медсестра перепутала лекарства - вместо обезболивающего лидокаина подала врачу другое - эвикрол. В результате у пациента развился некроз десны, потом - некроз щеки, на которой вскоре образовался свищ. Попросту говоря, на щеке появилась дыра. Потребовалась срочная операция для наложения швов. Теперь у этого человека неисправимо обезображено лицо.

Несколько лет назад из-за нерасторопности врача произошла еще одна печальная история. После лечения кариеса у паренька в этот же день, вечером, возник флюс. Однако стоматолог, вместо того чтобы снять пломбу, дать отток гною и назначить антибактериальную терапию, отослала подростка домой: мол, полощи рот - и все будет хорошо. Но дальше было только хуже. На следующий день отек распространился на шею, родители вызвали «неотложку». Спустя несколько часов парня оперировали. К счастью, он выжил, но… оказался поврежденным зрительный нерв, и мальчик ослеп на один глаз.

К сожалению, в результате ошибки стоматолога случаются и смертельные исходы. Произошло это несколько лет назад.
На приеме у врача девочке вместо обезболивающего лидокаина ввели адреналин. У ребенка остановилось сердце, стоматологи, разумеется, не смогли оказать профессиональную реанимационную помощь, а пока ехала «скорая», девочка погибла.

- Каковы критерии качества стоматологической помощи? Если они у нас есть.
- Да, есть. Но для начала хочу сказать, что качество любой медицинской помощи - это совокупность медицинских технологий, правильность их вы полнения и окончательный результат их проведения.

Что касается стоматологии - это, в первую очередь, эффективность лечения. Пациент ждет определенного, естественно, положительного результата. Если его нет, то больной вправе считать, что ему оказали некачественную медицинскую услугу.

Второй критерий - безопасность медицинских процедур, гарантирующая от последующих осложнений. Если после посещения дантиста у пациента прикус стал неправильным, это может привести к дисфункции нижнечелюстного сустава, что в свою очередь закончится болями в шее, голове и т. д.

Третий критерий - оптимальность. К примеру, если больной нуждается в протезе, нет необходимости предлагать ему самый дорогой - металлокерамический. Бывает так, что металлокерамика на верхней челюсти не подходит, так как разрушает здоровые нижние зубы. Оптимальным должно быть не только само лечение, но и его сроки, и, кстати, врач обязан согласовывать с пациентом план лечения. Если человек лечится два года и все еще не может нормально есть, улыбаться, быть в обществе - то это как раз самый неоптимальный вариант. В нашей практике, к сожалению, был и такой случай. К слову сказать, этот пациент посещает стоматолога до сих пор.

Четвертый критерий - это соответствие стандартам качества. Они детально прописаны в специально созданном документе «Стандарты оказания медицинской помощи по терапевтической стоматологии (протезированию)». В этом документе есть полный перечень всех требуемых медицинских манипуляций.

Беседовала Анна БОНДАРЕНКО
Фото автора