Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Владимир Романов: «Нашего производителя надо обучать!»

Кто же не любит вкусную рыбку – жареную, или в ушице, или в деликатесном исполнении? Качественные рыбопродукты на нашем столе – это показатель и благосостояния, и здоровья населения. Но мало кто из нас задумывается – какое это огромной ответственности перед  нами, потребителями, дело – рыбодобыча и рыбопереработка. И чтобы меню нашего «рыбного четверга» было вкусным и безопасным, работают не только рыбаки, но и ученые, исследователи единственного в России научно-исследовательского и проектно-конструкторского института «Гипрорыбфлот» и его директор, профессор, кандидат технических наук В. А. РОМАНОВ.

– Владимир Александрович, можно ли на примере НИИ «Гипрорыбфлот» сегодня сказать, что наука выходит из того кризиса, в котором находилась последние десять лет?

– Очень непростой и чрезвычайно важный вопрос. С одной стороны, мне хотелось бы ответить оптимистично: да, есть такие признаки у той части института, которая занимается проблемами береговых предприятий по переработке рыбы. Бизнесмены, предприниматели все больше начинают интересоваться вопросами создания продуктов питания из рыбы – им это выгодно. Но вот направленной политики объединения науки и производства, чтобы стимулировались инвестиционные процессы в отрасль, вкладывались деньги в новые технологии или новое производство, – такого еще нет. Быстроокупаемых высокорентабельных объектов промысла (крабы, осетрина, икра) немного. Во все остальное необходимо вкладывать деньги с перспективой на шесть, восемь, а то и десять лет. И таких финансистов, которые бы так далеко смотрели вперед, – практически нет. Да и кредит в банке на столь длительные сроки они не могут получить. А это тянет за собой и проблемы восстановления рыболовного флота, который сегодня и морально, и физически устарел, и его использование становится убыточным.

– Получается, он по-прежнему не нужен нашему государству?
– Во всем мире рыбные отрасли – дотационные. У нас же государство, наоборот, старается выжать с рыбаков последнее. Чего стоят хотя бы рыбные аукционы, когда государство, торгуя рыбным сырьем в воде (чего никто в мире не делает), забирает доходы с них. В итоге рыбаки не имеют средств не то чтобы заказать новые современные суда незагруженным российским судостроительным верфям, но порой нет денег даже на то, чтобы просто подкрасить старые суда.

– То есть вопрос по-прежнему стоит не о развитии, а о выживании?
– Приведу такие цифры. Если проблема восстановления флота рыбной промышленности не будет решаться уже в ближайшее время, то, по нашим прогнозам, к 2020 году (а это срок окончания морской доктрины, которую подписал президент РФ В. Путин) флота у нас уже не будет. Сейчас у нас еще есть более трех тысяч судов, а останется с десяток. Мы перестанем существовать как морская рыболовная держава. А ведь этот срок недалеко, он совсем рядом. И это уже опасно, ведь строительство флота – дело не одного года…

– Но, тем не менее, правительство все упорнее твердит о скорейшем вступлении во Всемирное торговое общество, где во главу угла ставятся высокие технологии и качество продукции…
– Очень немногие рыбоперерабатывающие заводы выживут в условиях ВТО, если не будет сделан серьезный рывок в сторону качества. Выходить на мировой рынок надо, уже имея прочную репутацию, чтобы вся продукция, в частности рыбная, выходящая с предприятий России, была самого высокого качества, и чтобы об этом знали и наши соотечественники, и во всем мире. Если из России – значит, качественное. Но сегодня это, увы, не так. Предприятия все чаще в производстве отступают от ГОСТов, придумывая свои ТУ. Вы помните, какими вкусными были гостовские килька, бычки, сельдь в томатном соусе, сайра, иваси в собственном соку и многие другие консервы, которые готовились на береговых базах из свежего сырья? Великолепные были продукты! Но вот недавно купил я в магазине нечто с такими же названиями – так это же есть невозможно! Я просто удивляюсь: ну должна же быть у производителя хоть какая-то гордость за свою продукцию! И если бы это был единичный случай…

– То есть правительство, на ваш взгляд, излишне торопит события?
– Да, наша отрасль еще не готова. Большинство предпринимателей стараются отступить от затратных технологий в сторону быстрой прибыли. Если государством не будут созданы условия для рывка в сторону качества, это может привести к тому, что и рыбным промыслом, и производством в России будут заниматься не россияне, а иностранцы, но на нашем сырье. Тревожность этого факта уже показала нам реакция США на историю с куриными окорочками.

– А какие пути выхода из кризиса видите вы как руководитель научно-технического совета по разработке целевой программы «Восстановление и развитие комплекса Северо-Западного региона на период до 2015 года»?
– Во-первых, донести до сердца и ума правительства то, что отрасль нуждается в его помощи. И не только в сфере руководства и контроля, а и с точки зрения создания условий для работы отрасли. Конечно, наивно рассчитывать, что государство будет строить предприятия, которые бы работали на обеспечение рыбопродуктами детских и других социальных учреждений. Но ведь есть другие рычаги: снижение таможенных пошлин на комплектующие изделия, технику, которая будет закупаться при постройке новых судов или предприятий, безотходных технологий с высококачественным конечным продуктом. Далее, сделать выгодным инвестирование денег в нашу отрасль, что во многом зависит от системы налогов – и на федеральном уровне, и местном. А самим рыбакам пора объединяться, например, путем создания отраслевого инновационного фонда, который бы позволил объединить науку и производство. Это будет источник обновления производственных фондов, строительства нового, передового. Нам нужно сейчас защищать наших производителей, рыбаков, инженерную мысль… Тогда мы сможем на равных с другими странами существовать в условиях ВТО.

– Какие новые разработки на благо потребителя сделали в последнее время ученые Гипрорыбфлота?
– О некоторых интересных и нужных изобретениях ваша газета уже рассказывала. Наши исследователи, к примеру, изучили и создали технологию вылова и переработки новой, не освоенной человечеством мезопелагической рыбы типа светящихся анчоусов, срок жизни которой – 2–3 года.

Отработали ферментативный способ ее обработки, разделяя на кости, рыбий жир и белок. Эту очень полезную продукцию можно с большой эффективностью применять в микробиологической, парфюмерной промышленности, как ценный корм в сельском хозяйстве. Сотни миллионов тонн этого ценного белка сегодня буквально пропадает в мировом океане! Готовы мы поставить на новый уровень и добычу криля, из которого, кроме деликатесного мяса, мы осваиваем производство хитина и хитозана – ценнейшей биоактивной добавки.

– Но это глобальные разработки. А поспевает ли наука за ежедневной практикой?
– Недавно на отраслевой профсоюзной конференции я услышал выступление одного предпринимателя: вот, мол, я начал заниматься переработкой рыбной продукции, а спросить, что и как, посоветоваться не с кем! Не зная, как, он взялся за такое серьезное дело! Вот вам и опять к вопросу о качестве рыбной продукции. Для подобных инициативных предпринимателей, чтобы они не кормили петербуржцев рыбой, засоленной дома в ванной, мы разрабатываем технологии по производству рыбных деликатесных продуктов в условиях мелких предприятий. На многих фирмах Петербурга наши технологии уже внедрены. Их продукцию можно приобретать к своему столу без боязни. И еще мы поставили себе задачу: на базе экспериментального цеха «Гипрорыбфлота» в Ивангороде сделать образцово-показательное рыбное производство, куда можно было бы привести любого предпринимателя и сказать: вот каким оно должно быть! Воспитание культуры производства – вопрос идеологический!

– Владимир Александрович, а как вы сами выбираете себе рыбу в магазине? Можете дать какие-то советы нашим читателям?
– Рыбу я предпочитаю любому виду мяса. Ведь я родился в «рыбном» крае – в городе Мончегорске Мурманской области. А там у нас в послевоенные годы ничего, кроме нее, и не было. Так мы тогда и здоровые все были, потому что съедали не менее 20 кг морских продуктов в год. Сегодня, кстати, их приходится на россиянина не более 10. Надо восстанавливать баланс.

А покупать я стараюсь рыбу свежую. Насколько она свежая – определяю по жабрам, которые не должны быть темными и подсохшими. Стараюсь не покупать на базарах – там чаще можно нарваться на некачественную. Не беру готовые фарш или филе (это может оказаться вовсе и не та рыба, что подписана на ценнике). Не беру икру в банках, а только когда могу увидеть и попробовать продукт. На консервах всегда смотрю этикетку: выбираю только приготовленные по ГОСТу.

Рыба – самый вкусный и полезный белковый продукт. В ближайших планах ассоциации рыбопереработчиков РФ стоит увеличение прибрежного лова и производства свежей охлажденной рыбы. Так что петербуржцам будет более доступна эта качественная продукция.

Беседовала
Алла ФЕСЕНКО