Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

И кетчуп может забуреть

Содержание материала

Так как кетчуп для россиян — продукт «нового времени», то и ГОСТа на него не существует. Каждый производитель разрабатывает свою собственную рецептуру, согласовывает технические условия на его производство. Тем не менее, существует обязательный к выполнению нормативный документ (СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»), в котором в пункте 2.1, в частности, говорится: «Пищевые продукты должны удовлетворять физическим потребностям человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно  предъявляемым к продуктам питания требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям». Каковы потребительские требования к кетчупу томатному? Специалисты лаборатории ВНИИ жиров определили их следующим образом.

Не доводилось ли вам встретиться за обеденным столом с бурым "Вересом" или "разбавленным" приторно-сладким "Хеймом"? А вот специалистам органа сертификации ВНИИ Жиров пришлось: по заказу "ПК" они провели дегустацию 17 видов кетчупа, представленных на прилавках Петербурга. Некоторые образцы этой международной приправы не соответствовали общепринятым нормам для продуктов такого типа.

В первую очередь, кетчуп должен гармонизировать по вкусу, аромату и цвету с продуктом, из которого он сделан, то есть с томатом. Внешне он должен иметь полужидкую однородную консистенцию и цвет зрелого помидора. Цвет кетчупа может варьироваться в зависимости от количества и состава других ингредиентов готового продукта. По российским технологическим нормативам в кетчуп можно добавлять яблочное или сливовое пюре (но не более 20%), которое способствует густоте, а также специи и вкусо-ароматические добавки. Все, что вложили в кетчуп, – приправы, соль, крахмал, томатную пасту, загустители — специалисты называют сухим веществом. От количества сухого вещества, его набора, процента содержания в нем томатов зависят вкусовые качества конечного продукта.

Этим требованиям, однако, соответствовали не все дегустируемые образцы. Слизистые комочки и жесткие кусочки (очевидно, пленочки репчатого лука) содержались в кетчупе «Верес закусочный» (ЗАО «Агроэкопродукт», Украина). Цвет продукта ближе к бурому, вкус томата забивают пряности. Такое же впечатление оставил и кетчуп «Dulsior по-болгарски острый» (ООО «Аскон», С.-Петербург): бледно-бурый цвет и много перца, который забивает вкус томатов. А вот кетчуп «Дон Томато нежный» цвет имел, наоборот, ненатурально яркий. При этом вкус и аромат его скорее ягодный, чем томатный, с «химическим» ненатуральным оттенком. Разбавленный томатный сок напомнил вкусом кетчуп «Hame нежный» (Чехия). Скорее всего, он соответствует заявленному названию, но приторная сладость оставила у дегустаторов неприятное ощущение.

И совсем невкусными оказались кетчупы «Дайсен сладкий» (ООО «Дайсен», С.-Петербург) и «KG Чарли нежный» (ООО «Руна», С.-Петербург). Они жидкие, темно-бурого, не соответствующего томату цвета, в них практически отсутствует вкус помидора. Первый заявлен на этикетке как «сладкий», а фактически оказался соленый с горечью. В консистенции второго, к тому же, присутствуют слизистые комочки.

Все участники дегустации сошлись во мнении, что образцы вышеперечисленных кетчупов по показателям «внешний вид и консистенция» не соответствуют общепринятым нормам для продуктов такого типа.

Чрезмерно острым показался дегустаторам кетчуп «Стебель бамбука отличный острый» (ООО «Восток-Тред Импекс», Москва). Он по-своему вкусен, но такой специфический продукт — на любителя.

Удовлетворительным по потребительским свойствам отмечен кетчуп «Пикничок томатный» (ООО «Балтик голд», С.-Петербург). Он красного, ближе к розовому, цвета, нормальной консистенции, со вкусом томата, но избыточной кислотой во вкусе.

Кетчуп «Торчин продукт нежный» (Украина) имеет цвет близкий к оранжевому, на вкус – сладкий, отдаленно напоминающий томат. Эта торговая марка, кстати, — лидер продаж на Украине.

Самую высокую оценку из всех представленных образцов получили кетчупы: «Calve томатный» (ЗАО «Чумак», Украина), «Heinz томатный» («H.J. Heinz B.V.», Голландия), «Пикадор томатный» (ООО «Петропродукт», С.-Петербург), «Торчин продукт томатный нежный» (ОАО «Волыньхолдинг», Украина), «Meiran томатный» (Финляндия), «Балтимор томатный» (ЗАО «Балтимор-Нева», С-Петербург), «Spilva пикантный» (Латвия). Все они имеют наиболее гармоничное сочетание органолептических показателей, характерных для продуктов такого типа: однородной консистенции, цвета зрелого помидора, умеренной кислинки во вкусе, свойственной спелому томату, с оттенком аромата пряностей.

Отдельно эксперты выделили кетчуп «Heinz томатный». Лабораторная экспертиза определила в нем самое высокое содержание сухих веществ – 32%. И хотя абстрактно взятая цифра сухих веществ еще не говорит о высоком качестве продукта (так как их составляет не только томатная паста), но в данном случае количество томатов действительно превалирует.

В принципе все кетчупы одного класса схожи по вкусу. Их различают тонкие нюансы, по которым потребитель и выбирает идеальный для себя продукт. А так как вкусы у всех разные, то и мнения потребителей об отдельных кетчупах могут не совпадать с мнением наших экспертов. Все очень индивидуально. Считается, что самые лучшие кетчупы делают в тех странах, где их производство имеет давнюю традицию. Но в последние годы и российские пищевики подтягиваются к европейскому уровню этого интернационального продукта. Поэтому мы не представляем результаты дегустации как истину в последней инстанции. Пробуйте, ищите СВОЙ кетчуп.

Алла ФЕСЕНКО

Редакция выражает благодарность органу сертификации ВНИИ Жиров за проведение экспертизы (тел. 164-90-19, 164-91-19).


Торговая марка ПИКАДОР MEIRA БАЛТИМОР SPILVA X-TRA HEINZ CALVE ТОРЧИН ПРОДУКТ ЦАРСКИЙ
Наимено- вание кетчупа ТОМАТНЫЙ ПИКАНТ- НЫЙ ТОМАТНЫЙ НЕЖНЫЙ КЛАССИ- ЧЕСКИЙ
Произво- дитель ООО «ПЕТРО- ПРОДУКТ», ПГ «ПЕТРО- СОЮЗ», СПб MEIRA OY, Финляндия ЗАО «БАЛТИМОР-НЕВА» Санкт-Петербург SPILVA, Латвия X-TRA, Турция HJ. HEINZ B.V., Голландия ЗАО «ЧУМАК», Украина, ЮНИЛЕВЕР ОАО «ВОЛЫНЬ ХОЛДИНГ», Украина ООО «ПРЕДПРИ- ЯТИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ», СПб
Место закупки ЛЕНТА ул. Савуш- кина, 112 СУПЕР СИВА ул. Савуш- кина, 119 МЕГАМАРТ ул. Оптиков, 4 НЕВСКИЙ универсам пр. Больше- виков, 6-1 СУПЕР СИВА ул. Савуш- кина, 119 ЛЕНТА ул. Савуш- кина, 112 СУПЕР СИВА ул. Савуш- кина, 119 ДИКСИ ул. Саблинская, 13/15 ПЯТЕРОЧКА № 81 Товари- щеский пр., 20/27
Розничная цена 13 руб. 79 коп. 90 руб. 65 коп. 18 руб. 40 коп. 45 руб. 73 руб. 00 коп. 31 руб. 99 коп 26 руб. 40 коп 14 руб. 10 коп. 9 руб. 40 коп.
Масса нетто 340г 500г 320г 500г 1кг 342г 310г 310г 500г
Материал (вид) упаковки Стекло Пластик Стекло Пластик Стекло Сашет Пластик
Физико-химические показатели
Массовая доля сухих веществ, % 22,7 23,4 24,5 24,2 24,8 32,0 21,0 30,1 17,1
Органолептические показатели
Внешний вид и консис- тенция 3,0 2,0
Вкус
(0 — 3)
2,0 3,0 2,0
Запах
(0 — 3)
3,0 2,0 3,0 2,0
Цвет
(0 — 3)
3,0 2,0 3,0 2,0
Отсутст- вие посто- ронних примесей (0 — 3) 3,0 2,0
Общая оценка (макс.-15) 14,0 13,0 12,0 10,0
Условная стоимость 100 г кетчупа 4 руб. 10 коп. 18 руб. 13 коп. 5 руб. 75 коп. 11 руб. 25 коп. 7 руб. 30 коп. 9 руб. 35 коп 8 руб. 52 коп. 4 руб. 55 коп. 1 руб. 88 коп.


     Таблица испытаний и дегустации кетчупов (продолжение)
Торговая марка ПИКНИ- ЧОК HAMЕ СТЕБЕЛЬ БАМБУКА ДОН ТОМАТО ВЕРЕС DULSIOR KG ЧАРЛИ ДАЙСЕН
Наимено- вание кетчупа ТОМАТ- НЫЙ КЛАССИК ОТЛИЧНЫЙ ОСТРЫЙ НЕЖНЫЙ ЗАКУ- СОЧНЫЙ ПО-БОЛГАРСКИ ОСТРЫЙ НЕЖНЫЙ СЛАДКИЙ
Произво- дитель ООО «БАЛТИК ГОЛД» Санкт-Петербург А/О «HAМЕ» Чешская Республика ООО «ВОСТОК-ТРЕЙД ИМПЕКС», Москва ООО «ПК ДОН ТОМАТО», Москва ЗАО «АГРОЭКО- ПРОДУКТ» Украина ООО «АСКОН» Санкт-Петербург ООО «РУНА» Санкт-Петербург ООО «ДАЙСЕН» Санкт-Петербург
Место закупки ЛЕНТА ул. Савуш- кина, 112 НЕВСКИЙ универсам пр. Большевиков, 6-1 ОАО «ПРИМОРС- КОЕ» Искровский пр., 12 ООО «ХОЛОД», Пушкин, ул. Широкая, 26 НАХОДКА Наб. Фонтанки, 5 ОАО «ПРИМОРС- КОЕ» Искровский пр., 12 ЧП Лантухов В.И. Товарищеский пр., 22 ПБОЮЛ Поздеев В.В.Товарищеский пр, 22
Розничная цена 9 руб. 99 коп. 23 руб. 00 коп. 14 руб. 50 коп. 22 руб. 00 коп. 36 руб. 20 коп. 21 руб. 00 коп. 9 руб. 00 коп. 12 руб. 50 коп.
Масса нетто 900г 300г 800г 540г 900г 500г 900г
Материал (вид) упаковки Пластик Стекло Сашет Пластик Стекло Пластик
Физико-химические показатели
Массовая доля сухих веществ, % 15,4 23,6 20,4 10,1 23,4 11,8 11,1 10,9
Органолептические показатели
Внешний вид и консис- тенция 2,0 1,0 0,5
Вкус
(0 — 3)
1,5 1,0 0,5
Запах
(0 — 3)
1,5 2 1 0,5
Цвет
(0 — 3)
2,0 1,0 2,0 1,0 2,0 1,0 0,5
Отсут- ствие посто- ронних примесей (0 — 3) 2,0 1,0
Общая оценка (макс.-15) 9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 3,0
Условная стоимость 100 г кетчупа 1 руб. 11 коп. 7 руб. 67 коп. 4 руб. 83 коп. 2 руб. 75 коп. 6 руб. 70 коп 2 руб. 33 коп. 1 руб. 80 коп. 1 руб. 39 коп.
 
Данные экспертизы и общая оценка «ПК» касаются исключительно конкретных образцов, представленных на экспертизу, а не всей аналогичной продукции данных предприятий-изготовителей.