Информационный голод лишает потребителя защиты

Сегодня интересы бизнеса и экономики стоят выше, чем проблемы простого человека. Внимание к рядовому гражданину, его правам, личности исторически в России всегда было на заднем плане. На первом месте - интересы государственного аппарата, чиновников, армии. На втором - интересы бизнеса. А уж на третьем - простых граждан.

Такая расстановка приоритетов привела к тому, что формально граждане имеют права, но зачастую не могут ими воспользоваться. И причина этого проста: недостаток или полное отсутствие информации о потребительском рынке. Сегодня гражданин, оказываясь перед выбором товара, имеет только два параметра: его внешний вид и цену. Безопасность товара, а также соответствие его содержания информации на упаковке или этикетке сегодня никто не может гарантировать потребителю: ни изготовитель, ни магазин, ни государство. Хотя обязаны.

Согласно официальным данным Роспотребнадзора, сегодня нарушения законодательства в сфере потребительского рынка вскрываются в 85% случаев. И тенденция к сокращению этого показателя не прослеживается. Наоборот, динамика роста нарушений из года в год идет вверх. Это означает, что предприятия, пренебрегая нормативными документами, выпускают и реализуют свою продукцию, государство им делает замечания, они их игнорируют, в худшем случае, платят мизерные штрафы и дальше продолжают работать так, как им удобно, а не как им предписывает закон. В результате потребитель ежедневно сталкивается с нестандартной и небезопасной продукцией, оплачивая ее, конечно, по цене качественной и безопасной.

Получается, что государство не может справиться с этим недугом административными методами. Наоборот, ослабляет их, лишая органы госконтроля возможности проводить регулярные плановые проверки. Между тем альтернативный механизм по недопущению на потребительский рынок товаров и услуг, не соответствующих нормативным требованиям, до сих пор не создан.

Действительно, административный ресурс не может являться панацеей. Но почему-то другие ресурсы либо не используются, либо используются слабо. Среди плохо используемых ресурсов - общественные. Это - публичная информация о состоянии потребительского рынка и потенциал общественных организаций по защите прав потребителей.

Ресурс публичной информации сегодня должен стать одним из основных эффективных инструментов защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции. Гласность в этих вопросах должна быть полной и обязательной, а чиновники, владеющие информацией, - абсолютно независимыми от бизнеса. Они не должны бояться предавать гласности информацию, которую по роду службы, в силу своих профессиональных обязанностей, получают, обрабатывают и анализируют.

Необходимо повышать грамотность потребителя, вооружая его информацией обо всех нарушениях, происходящих на потребительском рынке в его родном городе, районе с указанием характера нарушения, нарушителя, его адреса, товарного знака, отличительных особенностей оригинальной продукции, под которую замаскирована продукция нарушителя. В противном случае потребительский рынок еще долго будет оставаться в России своеобразным «минным полем», представляющим серьезную угрозу здоровью и имуществу наших граждан, не говоря уже об экономике страны в целом.

Всеволод Вишневецкий