Штраф за непредоставление чека увеличен до 100 тыс. руб.

Штраф за непредоставление чека увеличен до 100 тыс. руб.

 
С 1 сентября резко увеличиваются штрафы за невыдачу кассового документа, чека. Продавец, допустивший нарушение, заплатит 3 тыс. руб., а владелец магазина может быть оштрафован на сумму до 100 тыс. руб. Инициатива Минфина, одобренная правительством, а затем и Госдумой, улучшает жизнь потребителя, но ухудшает условия ведения бизнеса. Но от «серых» схем торговли нужно избавляться. Пусть не сразу, но лучше станет всем, в том числе и бизнесу.

Невыдача чека — одно из самых массовых нарушений в торговле. Причина понятна: уход от налогов. Чек печатает ККМ — контрольно-кассовая машина. Одновременно в памяти ККМ остаются фискальные сведения о поступившей сумме. Предприниматели не имеют права менять память ККМ и не могут этого делать (по крайней мере теоретически). Если же чек не выдан, то фискальной суммы в памяти нет. Соответственно, нет и налогов.Для потребителя же невыдача чека иногда оборачивается кошмаром. По закону этот маленький листок тонкой бумаги является единственным доказательством того, что товар или услуга действительно были проданы потребителю. Сто свидетелей приведете — суд не поверит, но одному квиточку верить обязан.


Например, потребитель едет в маршрутке; чека не взял. Произошло ДТП. Без наличия чека очень трудно доказать, что человек действительно был пассажиром злосчастного транспортного средства, и получить компенсацию. Вот другой реальный случай: потребитель приобрел на строительном рынке газовую колонку. Через полгода колонка взорвалась. Обошлось без жертв, но ущерб значительный. Экспертиза выявила, что аппарат имел заводской брак — микроутечку газа. Обнаружить дефект при продаже или установке невозможно; нужна длительная (48 часов) работа под давлением. Такие испытания обязан проводить завод-изготовитель, но провел плохо. Тем не менее компенсацию он платить отказался, поскольку чек был утерян. Через два года хождения по судам удалось восстановить справедливость, да и то потому, что продавец встал на сторону покупателя.


Конечно, при покупке товаров длительного пользования покупатели, как правило, чек требуют, а продавцы нарушать не решаются. Чаще всего невыдача чека происходит при мелких покупках, например продовольствия. Ну и маршрутки — классический случай.


Помимо этого есть огромный и быстроразвивающийся рынок, где выдавать чек почему-то не принято: продажи через Интернет. У интернет-магазинов нет офиса или торгового зала, где можно посмотреть товар; ККМ поставить некуда, и ее тоже нет. Покупателю привозят товар, который он выбрал по картинке. По закону вместе с товаром должны привозить портативную ККМ и печатать чек, но так почти никто не делает. Возможно, купленный без чека товар окажется неплохим. Конкуренция среди интернет-магазинов очень остра, негативные отзывы о качестве могут серьезно подрубить продажи. Но, если у товара все-же обнаружатся недостатки при эксплуатации, нет никаких шансов его вернуть или обменять. Некоторые интернет-магазины умудряются продавать без чека дорогие товары: компьютеры, оргтехнику, стройматериалы и даже транспортные средства (велосипеды и скутеры).


При невыдаче чека алгоритм таков: попросить жалобную книгу. Если не дают, пригрозить сообщить в налоговую инспекцию. Эта угроза весьма эффективна; тем не менее, если она не подействовала, нужно запомнить название и адрес торгового предприятия и действительно сообщить.


Если нет желания получить компенсацию за товар, то даже заявления писать не нужно, достаточно звонка (например, анонимного, по телефону доверия налоговой инспекции). В свете новых штрафов и полномочий налоговиков обидчикам покупателя сильно не поздоровится.

 

Источник – «Московский комсомолец»