Учитесь говорить, говоря!

как правильно выбрать курсы иностранных языков

Количество различных курсов иностранных языков сегодня столь велико, что можно часами изучать газетные полосы с их рекламой. И дорогие, и дешевые, с солидными иностранными названиями, и вовсе без таковых… Как разобраться в них, чтобы и деньги не потерять, и с максимальной пользой потратить свое личное время? Этот вопрос мы задали референту одних из старейших курсов в нашем городе - при Обществе "Знание" Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заместителю декана гуманитарного факультета Института внешнеэкономических связей, экономики и права Валентине Ивановне СОКОЛОВОЙ.

Стоимость - не гарантия качества
- Во-первых, никогда не ориентируйтесь на стоимость курсов - она не всегда отражает их качество. Важнее - авторитет образовательного центра. Например, на курсах при университете им. Герцена, при Финэке, ряде других старейших вузов применяют профессиональные проверенные методики и программы обучения.

Если вы выбрали менее известные (или неизвестные лично вам) курсы, убедитесь, что они имеют государственную лицензию на право занятия образовательной деятельностью. Затем изучите продолжительность будущего обучения, количество человек в группе, кто преподает и по какой методике. Я считаю, что группа в 2-3 человека - не лучший вариант, как, впрочем, и двадцать. Самое оптимальное - 8 слушателей (это и не много, и не настолько мало, чтобы создалась трудность для полноценного общения).

Особое внимание обратите на количество предлагаемых академических часов. Некоторые слушатели нам говорят: у вас, мол, 4 месяца надо учиться за такую-то сумму, а вот там-то - в два раза больше… На это я отвечаю: анализируйте количество академических часов. Если занятие идет 1 час 20 минут (то есть 2 академических часа), то что успеешь за них сделать? Для сравнения: у нас одно занятие идет 4 часа, за которые мы все блестяще успеваем: и старый материал повторить, и новый выучить.

Носитель языка - не всегда гуру в педагогике
- Популярным стало привлечение в качестве преподавателей носителей языка. "У вас есть носители языка?" - этот вопрос от слушателей мы слышим все чаще. Здесь надо хорошо понимать следующее: обучение языку предполагает не только хорошее его знание, но и умение преподавать. На иных курсах в качестве преподавателей привлекают иностранных студентов, специализирующихся совершенно по иным специальностям, у них нет методик обучения, они не знают, как грамотно преподать тему. Я считаю, что грамматику надо учить с надежным квалифицированным преподавателем, а с носителями языка хороша уже разговорная практика, после усвоения теории.

Другой главный критерий выбора курсов - методика обучения. Их сегодня немало, каждый образовательный центр защищает свою. Чтобы понять, какая из них больше вам подходит, можно обойти несколько учебных заведений, поговорить с преподавателями, посетить первые уроки (они, как правило, на солидных курсах бесплатные). Выбранная методика должна соответствовать той цели, ради которой вы решили изучать язык. Это может быть: восстановление утраченных навыков чтения и письма, чтобы читать инструкции и периодику; общение с иностранными коллегами и работа с документами, сдача международного экзамена и учеба в зарубежной школе или университете. В зависимости от цели - и разный подход.

Самая популярная методика и у нас, и за рубежом - коммуникативная. Она разработана на основе интеграции традиционных и современных методов преподавания, ее главная цель - преодоление языкового барьера, одновременное развитие всех языковых навыков - от чтения до аудирования. Как сказал известный английский методист Уэст, учиться плавать можно лишь плавая, а говорить - говоря.

Не гонитесь за "ускорением" - чудес не бывает
- Есть методики, которые я бы лично не советовала опробовать на себе. Например, такие, как "гипноз", "метод Илоны Давыдовой" или "25-й кадр". Они хоть наделали много шуму как нечто суперпрогрессивное, но не прижились - при высокой их стоимости результаты обучения у слушателей, как правило, нулевые. Не много толку, как показала практика, и от "ускоренных курсов" (когда грамматике внимания не уделяют, делая упор на механическое повторение фраз).

Выбрав курсы, не переоценивайте свои знания при выборе уровня обучения. Если вы в знаниях слабее, чем выбранный вами уровень, - вы не будете усваивать материал, начнете отставать, нервничать, а вскоре и вовсе пропадет всякое желание учиться. И виноваты здесь будут совсем не курсы. Ведь, как говорит пословица, где умение, там и хотение.

Алла ФЕСЕНКО