Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

ГОСТ, который лопнул

Совсем недавно с удивлением для себя узнал, что все без исключения напитки, которые мы регулярно покупаем в магазинах или ларьках, – бутилированная питьевая вода, лимонады, винно-водочные изделия, соки и т.д., розлитые в бутылки, не соответствуют ГОСТу Р 8.579-2001 «Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте», введенному в действие аж в сентябре 2001 г.

Сосуд, в котором пустота

Об этом мне рассказал профессор Университета низкотемпературных и пищевых технологий Виктор Жавнер. По указанному ГОСТу любая бутылка, стеклянная или пластиковая, для любых пищевых жидкостей, – не что иное, как «мерный сосуд». И она, оказывается, наряду с ее содержимым, тоже является товаром, а значит, должна маркироваться специальной информацией. А этого до сих пор не происходит. Что же каждый потребитель должен лицезреть, например, на бутылках воды «Полюстрово» или ливизовской водки? Первое – значение номинальной вместимости в литрах, сантилитрах, миллилитрах с указанием единицы величины. Второе – знак или обозначение, позволяющее идентифицировать изготовителя мерного сосуда, т.е. тары. Третье – на выбор: либо значение полной вместимости в сантилитрах без указания единицы величины «сл» (если мерный сосуд предназначен для наполнения до постоянной незаполненной части объема), либо расстояние в миллиметрах от верхнего края мерного сосуда до уровня наполнения, соответствующего указанной номинальной вместимости, с указанием единицы величины «мм» (если мерный сосуд предназначен для наполнения до постоянного уровня). Вот как!

Фальшивая упаковка

В этом сравнительно новом, но уже, похоже, всеми забытом ГОСТе есть термин, вооружиться которым захотели, наверное, многие потребители. Звучит он так – «фальшивая упаковка»
(п.3.10). Именно так ГОСТ заклеймил упаковку, дающую «своим внешним видом ложное представление о количестве содержимого, которая более чем на 30% объема не заполнена товаром (за исключением подарочных и сувенирных товаров, а также товаров, к упаковке которых в соответствии с нормативными документами предъявляют специфические требования)». Разумеется, при этом ГОСТ хранит молчание относительно перечня «товаров», о которых так загадочно говорится в скобках. В частности, неясно: торт в пышной пластиковой упаковке от компании «Невские берега» – это подарок, сувенир, товар, к упаковке которого предъявляют специфические требования, или просто обычный продукт питания? Как бы то ни было, действительно обидно, когда покупаешь большущую коробку конфет, которая даже в пакет не помещается, и в ней обнаруживаешь всего несколько конфеток, расположенных друг от друга чуть ли не за километр!

Цену за кг указывать обязательно!

Для работников торговли и потребителей не менее интересным окажется п. 4.8. того же ГОСТа. Он гласит: «При продаже фасованных товаров в упаковках продавец обязан, кроме обозначения стоимости упаковочной единицы, указывать значение основной цены товара». Это означает, что на ценниках мясных или рыбных консервов, как и всех остальных фасованных товаров (в т.ч., например, сухих смесей «Ветонит»), продавец обязан указать цену не только за единицу фасованного товара, но и за его килограмм! Кстати, товароведам будет также полезно знать, сколько брака может находиться в партии фасованных товаров в упаковках. По ГОСТу, брак не может превышать 2% от всей партии.

Буква «Ф»

У многих читателей наверняка может возникнуть вопрос: как простым потребителям, не вдаваясь в подробности ГОСТа, определить, соответствует продукт этому нормативному документу или нет? И они будут правы – ведь невозможно из каждого покупателя сделать инспектора или эксперта. Да, есть такой способ, но пока в повседневной жизни он вряд ли может быть применим. Дело в том, что товары, соответствующие этому ГОСТу, должны маркироваться буквой «Ф». Но поскольку процедура маркировки знаком «Ф» до сих пор не утверждена Госстандартом, не согласована с Минфином (рассматривается вопрос о взимании денег за право маркирования продукции знаком «Ф»), ГОСТ «не работает», и как следствие – большой перечень продукции, выпускаемой в нашей стране, до сих пор не соответствует этому нормативному документу, введенному в действие еще в 2001 г.

Что делать?

Но, дорогие потребители, все в наших с вами руках! Давайте защищать свои права и контролировать положения ГОСТа самостоятельно. Как это сделать? Очень просто! Купили продукт, например, в фальшивой упаковке (ее определение вы уже знаете) или мерный сосуд (бутылку) без данных о ее происхождении – не поленитесь, прочтите лекцию продавцу, товароведу, директору магазина, напишите письма в Госторгинспекцию, Территориальный орган Госстандарта РФ Тест – С. -Петербург, антимонопольное ведомство (их адреса есть во всех справочниках). Чиновники обязаны прореагировать и ответить вам письменно в установленный срок! И тогда либо «лопнувший» ГОСТ наполнится практическим содержанием, либо его со временем попросту отменят, как не оправдавший надежды с точки зрения пополнения государственной казны нормативный документ.

Всеволод Вишневецкий