Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Если в кране нет воды, прямиком беги в суды!

В ночь с 28 на 29 октября у дома № 58 на Кубинской улице произошел прорыв водовода, приведший к падению давления на Московской насосной станции и существенным сбоям в холодном водоснабжении жилых домов Красносельского, Кировского, Московского и Петродворцового районов Петербурга.

Без воды на время от 4 до 7 часов остался 1 млн потребителей. Все эти люди по российскому законодательству имеют право на денежную компенсацию реально понесенных убытков. Ответчиком по иску должны выступать организации, предоставляющие коммунальные услуги, - Жилкомсервисы.

Представьте ситуацию, когда вы хотите помыться, а воды нет. У вас есть два варианта: либо ждать восстановления водоснабжения, либо идти в баню или сауну - в зависимости от уровня вашего достатка. В любом случае вы обречены на непредвиденные расходы, которые подлежат возмещению через суд. Другой пример: вам нужна питьевая вода, которую из-за отсутствия воды в кране вы вынуждены приобрести в магазине. Опять расходы! Они возникли вовсе не из-за вашего желания перейти с кипяченой на бутилированную воду, а опять-таки из-за невозможности получать живительную влагу из водопровода, что предусмотрено вашим договором (квитанцией об оплате услуг) с обслуживающей организацией.

Итак, рассмотрим правовую основу возмещения материального ущерба. В соответствии с п. 3 ст. 541 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин, использующий воду для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере (согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации), в какой это необходимо для целей, прямо определенных указанной статьей основного закона Российской Федерации.

Исходя из соответствующих положений п.п. 1.1-1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержден ных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1099 от 26 сентября 1994 г., обеспечение потребителей жилищно-коммунальных услуг надлежащим теплоснабжением, электроснабжением, холодным и горячим водоснабжением является для исполнителя обязательным.

При этом согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и п.п. 1.5, 4.1 Правил предоставления коммунальных услуг каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги, связанные с энерго-, тепло - и водоснабжением занимаемого им жилого помещения, соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

В соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В контексте соответствующих положений п. 3 ст. 541, п.п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ и п. 1.4 Правил предоставления коммунальных услуг единственным основанием для перерыва (прекращения, ограничения) в подаче гражданам указанных энергоресурсов могут служить необходимость проведения плановых или неотложных работ в системе энергообеспечения, а также стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, не зависящие от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий (в частности, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом).

При этом любой исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан в соответствии с п.п. 5.2.4, 5.2.6 Правил предоставления коммунальных услуг принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства и не допускать нарушений технологических процессов в ходе их оказания (обеспечивая таким образом строгое соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, и ГОСТ Р 51617 - 2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия»).

Общие основания возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей ответственности определены ст. 1095-1098 ГК РФ и ст. 13,14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с указанными нормами вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара либо исполнителем услуги независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Единственным основанием, освобождающим в этой связи продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей гражданско-правовой ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, согласно п. 6.6 Правил предоставления коммунальных услуг может служить доказанный им факт действия непреодолимой силы. Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. 151, 1099-1101 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Поскольку все требования, связанные с соответствующим возмещением вреда, носят имущественный характер, при их неудовлетворении в добровольном порядке спор может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Всеволод ВИШНЕВЕЦКИЙ