Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Потребитель сегодня брошен на произвол судьбы»

…ЗАЯВИЛ НЕДАВНО ДИРЕКТОР СПб ГУ «ЦЕНТР КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ (ПРОДУКЦИИ), РАБОТ И УСЛУГ» АЛЕКСАНДР ГЕРМАН НА ВСТРЕЧЕ С ЖУРНАЛИСТАМИ

По его словам, сегодня значительно изменилась структура жалобщиков. Если раньше это были старушки, которые считают каждую копейку и располагают достаточным свободным временем для обращений в отдел контроля качества, то сегодня это в основном работающие граждане в возрасте от 25 до 50 лет.

А вот группы товаров, которые вызывают больше всего нареканий со стороны потребителей, остались неизменными. Первое место прочно удерживают продукты питания (мясные и рыбные консервы — лидеры в этой продовольственной группе). На втором месте по популярности стоит некачественная обувь, замыкает тройку бытовая техника.

ПЕТЕРБУРЖСКИЙ РЫНОК ОТМОНИТОРЯТ

До конца года Центр контроля качества по заказу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли проведет масштабный мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых торговыми предприятиями Санкт-Петербурга. До конца года сотрудники Центра должны исследовать 480 образцов продукции восьми разных групп и видов. В каждой группе должно быть представлено есть производителей.

ПРОДУКЦИЯ ПОДДЕЛЬНА, НО БЕЗОПАСНА

По словам Германа, первый этап уже завершен. В ходе его реализации упор был сделан на продукцию местных производителей. Опасных для здоровья образцов выявлено не было, но зафиксированы факты фальсификации.

Так, в тушенке и колбасе эксперты испытательного центра «ПЕТЭКС» помимо заявленного на этикетке мяса обнаружили сою и другие скрытые от глаз потребителя добавки. А говяжий фарш, к примеру, в ряде случаев оказался смесью свинины и мяса птицы.

«Выявление фальсификата на нашем рынке — главная задача мониторинга, — говорит Александр Герман. — Особенно это актуально в период экономического кризиса. Когда производитель, чтобы вписаться в отведенную ему ценовую категорию, начинает приобретать более дешевое, а значит, и более низкого качества сырье, а зачастую идет на прямой подлог».

По словам Германа, производители, особенно из других регионов, очень болезненно реагируют на информацию о том, что их продукция забракована по тем или иным показателям. Наиболее популярный ответ — это не наше, подделка, контрафакт. И доказать обратное очень сложно.

СЕРТИФИКАЦИЮ УБИЛА КОММЕРЦИЯ

По данным ЦКК, сегодня своей нормативной документации не соответствует порядка 10% продукции (по данным Роспотребнадзора, эта цифра достигает 70%. — Прим. авт.). И в большинстве случаев речь идет как раз о намеренном изменении состава продукта в корыстных целях производителя. На вопрос, а как же сертификаты соответствия, которые выдает в том числе и Центр контроля качества, Александр Герман отвечает так:

— Сертификация в том виде, в котором она пребывает сегодня, вредна для рынка. А все потому, что ее убила коммерческая составляющая. Не секрет, что производитель платит за получение сертификата. В эту сумму входит проведение лабораторных испытаний, работа эксперта и т. д. У меня, как у руководителя Центра, в голове не укладывается, как можно получить сертификат соответствия за три тысячи рублей. У нас эти средства уйдут только на покупку реактивов для исследований. За счет чего сертификационные органы умудряются так кардинально сокращать свои издержки?

Ответ напрашивается один — они выдают документы просто так. Сейчас обостряется конкуренция между Москвой и Питером, но не в плане, кто лучше, а кто ниже упадет в цене. Сегодня в столице можно получить (купить — Прим. авт.) сертификат соответствия на вино всего за полторы тысячи рублей! Проблема в том, что российское законодательство на сегодняшний день допускает выдачу сертификатов частными организациями — всевозможными ООО, ОАО, АНО и т. п.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, НЕ ПРОВЕРИТ УЖ НИКТО

— Спасет ли ситуацию декларирование?

— Оно может только усугубить ситуацию. Если сегодня сертификационный орган проверяет добропорядочность своего клиента на предмет соответствия выпускаемого им продукта нормативной документации хотя бы раз в полгода, то декларирование отменит и эти редкие встречи. Коммерсант заявляет, что делает хорошие котлеты. И все. Бояться ему нечего. Соответствует ли заявление производителя действительности, остается на его совести. Такая форма защиты предпринимателя государством приведет к плачевным последствиям.

Потребитель и так брошен на произвол судьбы, «благодаря» вступлению в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Чтобы прийти на проверку по жалобе, необходимо обратиться в Роспотребнадзор, тому, в свою очередь, в прокуратуру за разрешением. А та еще подумает: обосновано ли заявление.

И НИКТО КОММЕРСАНТУ НЕ УКАЗ

— Более того, сегодня начало предпринимательской деятельности носит уведомительный характер, — продолжает Александр Герман. — Допустим, я хочу открыть пельменную. Для этого мне надо написать письмо в Роспотребнадзор и работать себе спокойно. А если открытие пришлось на ноябрь-декабрь, когда только формируется список предприятий, на которые Роспотребнадзор имеет право выйти с проверкой, то от встречи с его специалистами я застрахован минимум на полтора года. И в этот период реально могу творить все, что захочу.

ОСТАНЕТСЯ ЛИ БРАК НА ПОЛКЕ?

— В октябре вы заключили соглашение с торговыми сетями Санкт-Петербурга о возможности проводить работу по жалобам потребителей. Есть ли результаты?

— За это время случаи обращений были единичными. Но, по имеющейся информации, после проведения лабораторных исследований, подтвердивших обоснованность жалоб, некачественные товары удалялись из сетевой матрицы.

— Удалены, значит, утилизированы? Вы отслеживаете, действительно ли забракованные товары уничтожаются?

— Это не в наших полномочиях. К сожалению, вариант, что спустя какое-то время товар вернется на полки, не исключен. Так было, когда Центр занимался реализацией специальных защитных мер по алкоголю. Мы могли забраковать партию и отказать ей в возможности присутствия на петербургском рынке, но тогда предприниматели реализовывали ее либо в области, либо в других регионах.

Подготовила Алиса САВЕЛЬЕВА