«Утверждаю» ____________________________ Директор СПб ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» А.В. Герман « » ____________2009г. | «Согласовано» _________________________________ председатель СПБ ООП «Общественный контроль» В.Б. Вишневецкий «15» апреля 2009 г. |
Система конкурсов «Сделано в Санкт-Петербурге»
Конкурс
«Лучшие продукты питания Санкт-Петербурга»
2009 год
ПОЛОЖЕНИЕ
1. Общие положения
1.1. Конкурс «Лучшие продукты питания Санкт-Петербурга» (далее - Конкурс) является отраслевым (первым) этапом Конкурсов по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге». Конкурс проводится на основе Положения.
1.2 Конкурс направлен на улучшение качества продукции и услуг, повышение их конкурентоспособности.
1.3. Конкурс «Лучшие продукты питания Санкт-Петербурга» (далее – Конкурс) проводится в целях пропаганды качества, как основного преимущества в конкурентной борьбе за потребителя.
1.4. Конкурс проводится среди предприятий, изготавливающих пищевые продукты на территории Санкт-Петербурга.
1.5. Конкурс проводится на добровольной основе.
1.6 Комплект документов на участие в Конкурсе оформляется строго на один вид (тип, марку) или на одну ассортиментную группу конкурсной продукции, выпускаемой по одному нормативно-техническому документу (ГОСТ, ГОСТ Р, стандарты организаций, ОСТ, ТУ, др.). Количество заявок от одного предприятия не регламентируется.
2. Основные термины и определения
Конкурс - состязание с выделением лучших (победителей) из числа участников.
Ка́чество — философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. Например, переход в новое качество.
3. Цели и задачи Конкурса
3.1. Цели Конкурса:
- стимулирование деятельности предприятий (организаций), органов исполнительной власти и общественности на повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг в интересах потребителей, а также по максимально возможному росту качественного содержания внутреннего валового продукта (ВВП);
- достижение устойчивости деятельности предприятий в условиях рыночных отношений за счет современных методов менеджмента, включая менеджмент качества, экологичности, безопасности и ресурсосбережения;
- усиление заинтересованности товаропроизводителей в выпуске качественных товаров и услуг;
- содействие предприятиям в практической реализации требований Федерального закона "О техническом регулировании" по обеспечению безопасности продукции на стадиях жизненного цикла;
- широкое и достоверное информирование потребителей и общественности о высококачественных отечественных товарах и их производителях с целью продвижения российских товаров на внутренний и международные рынки с учетом условий вступления России в ВТО.
- Повышение правовой защищенности потребителей;
- Повышение социальной ответственности предпринимателей перед потребителями;
3.2. Задачи Конкурса:
- Выявление наиболее качественных продуктов питания, изготавливаемых на территории Санкт-Петербурга;
- Продвижение товаров – победителей Конкурса на потребительском рынке Санкт-Петербурга;
- Предоставление потребителям необходимой информации о качестве продуктов питания, которая позволит им объективно подходить к вопросу выбора продовольственных товаров;
- Пропаганда принципа уважительного отношения изготовителей пищевых продуктов к правам потребителей.
4. Номинации конкурса:
- «Инновационный продукт»
Цель проведения конкурса по данной номинации:
- выявление продуктов питания с уникальными потребительскими свойствами, не имеющими аналогов на рынке.
- «Гордость Санкт-Петербурга»
Цель проведения конкурса по данной номинации:
- выявление продуктов питания стабильно высокого качества, выпускаемых предприятием не менее 10 лет;
- «Петербургское качество»
Цель проведения конкурса по данной номинации:
- выявление продуктов питания стабильно высокого качества,
выпускаемых предприятием не менее 5 лет;
- «Продукт здорового питания»
Цель проведения конкурса по данной номинации:
- выявление продуктов питания, обладающих ярко выраженными полезными свойствами для организма человека, обогащенных витаминами, микронутриентами, полезными элементами.
5. Критерии и методика оценки конкурсной продукции
5.1. Критерии оценки конкурсной продукции:
Соответствие заявленных на Конкурс пищевых продуктов обязательным требованиям нормативных документов;
Соответствие заявленных на Конкурс пищевых продуктов маркировке, нанесенной на потребительскую тару;
использование эффективных систем и методов улучшения качества продукции и услуг;
высокий уровень потребительских свойств качества, экологичности и безопасности конкурсных товаров в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами, представленными на потребительском рынке России, с учетом эстетических свойств, дизайна, точности отображения российской и региональной специфики в образе товара, а также приемлемости для потребителей предоставляемых услуг;
динамика объемов продаж конкурсных товаров, уровень спроса и предложения;
преимущественное использование отечественных видов сырья, материалов, комплектующих изделий;
наличие актуализированной нормативно-технической документации, в том числе стандартов организаций;
цены на товары в сравнении с аналогами;
доступность товаров для потребителей ("цена - качество");
социальная значимость заявленной продукции.
5.2. Методика оценки конкурсной продукции:
Каждая единица конкурсной продукции оценивается по 100 бальной шкале. Продукт, набравший 80 баллов и более, считается победителем Конкурса.
Критерии оценки конкурсной продукции | Максимальное количество баллов |
1. Соответствие продукции информации, заявленной на упаковке (лабораторные испытания) | От 0 до 20 |
2. Органолептика продукта | От 0 до 20 |
3. Отсутствие нареканий органов государственного надзора на продукт | От 0 до 5 |
4. Отсутствие жалоб потребителей на продукт | От 0 до 5 |
5. Инновационная составляющая продукта | От 0 до 5 |
6. Социальная значимость продукта | От 0 до 5 |
7. Полнота информации для потребителя, ее читаемость | От 0 до 15 |
8. Наличие в продукте витаминов, микронутриентов | От 0 до 10 |
9. Достижения предприятия в области качества | От 0 до 5 |
10. Эргономичность и привлекательность упаковки | От 0 до 1 |
6. Этапы проведения Конкурса.
6.1. Первый этап (февраль – май).
Первый этап конкурса представляет собой общественный смотр качества пищевых продуктов. Он проходит в рамках Ежегодного Санкт-Петербургского фестиваля продуктов питания «ВКУСНОГРАД» (последнее воскресенье мая).
Фестиваль «Вкусноград» проводится в целях пропаганды здорового образа жизни, обеспечения досуга взрослых и детей, создание праздничной атмосферы в преддверии празднования Дня города, поддержки местных производителей. Другая задача фестиваля – привлечь внимание потребителей к продуктам питания петербургских изготовителей гарантированного качества.
Общественный смотр потребительских свойств продуктов питания представляет собой анкетирование потребителей во время дегустации продовольственных товаров, выдвинутых на конкурс. В ходе анкетирования потребитель оценивает следующие показатели: вкус, цвет, запах, наличие полной и достоверной информации для потребителя на упаковке, эргономичность и удобство упаковки, уникальность продукта, его социальная значимость.
В рамках общественного смотра также идет сбор и оценка пакета документов, предоставляемого на Конкурс Участником (сертификаты соответствия, протоколы испытаний на заявленную продукцию, описание потребительских свойств продукции).
6.2. Второй этап (июнь-сентябрь).
В рамках второго этапа оператор конкурса проводит мониторинг качества продуктов питания, представленных на потребительском рынке Санкт- Петербурга.
Мониторинг качества пищевых продуктов включает в себя лабораторные испытания по физико-химическим показателям, а также дегустацию образцов (органолептическая оценка).
Для проведения мониторинга качества продуктов питания Оператор конкурса создает мобильную группу, которая производит закупку образцов продукции в розничной торговой сети и направляет закупленные образцы в государственную аккредитованную испытательную лабораторию.
Закупка образцов для последующего лабораторного анализа производится Оператором на основании п.2. ст.45 закона «О защите прав потребителей».
Независимые лабораторные испытания продукции в рамках мониторинга качества пищевых продуктов, реализуемых в розничной торговой сети, проводятся на соответствие ее
данным маркировки,
техническому документу, на основании которого продукция выпускается,
обязательным требованиям действующих нормативных документов (СанПиН 2.3.2.1078-01 изм. №1 и др.).
После проведения испытаний Оператор конкурса получает протоколы испытаний, обрабатывает полученные в ходе испытаний данные.
7. Организация деятельности конкурса.
7.1. Организация деятельности Конкурса подробно описана в п. 3-6.
8. Состав документов на конкурсную продукцию
заявка на товар (электронная версия и бумажный носитель);
копия сертификата соответствия или декларация о соответствии на продукцию;
копия сертификата соответствия системы менеджмента качества предприятия (при наличии);
копия документа (сертификата) о сертификации производства (при наличии);
санитарно-эпидемиологическое заключение;
авторское свидетельство (при наличии);
патент (при наличии);
политика в области качества (при наличии);
лицензия (при наличии);
экологическая политика (при наличии);
награды (при наличии);
свидетельство на право применения товарного знака и т.д. (при наличии).
протоколы испытаний на заявленную продукцию, полученные в независимой аккредитованной лаборатории;
описание потребительских свойств заявленной продукции.
9. Финансирование конкурса
9.1. В целях реализации конкурсной программы согласно настоящего положения устанавливается базовый целевой взнос Участника Конкурса за единицу продукции (одно наименование) в размере 35 000 (Тридцать пять тысяч) рублей 00 копеек.
9.2. Целевой взнос покрывает затраты на проведение общественного смотра качества пищевых продуктов в рамках фестиваля «ВКУСНОГРАД», затрат по организации закупки образцов, проведения их лабораторных испытаний и дегустации, проведение рекламной компании в СМИ по продвижению продукции участников и победителей Конкурса.
9.3. Оператор Конкурса оставляет за собой право изменять размер целевого взноса в зависимости от следующих параметров:
- количество образцов продукции, заявляемой на конкурс;
- социальная значимость продукции, заявляемой на конкурс;
- конъюнктура рынка на момент подачи заявки на Конкурс.
10. Награждение участников Конкурса (август-сентябрь 2009 г.)
10.1 Предприятия и организации, товары которых стали победителями отраслевого конкурса «Лучшие продукты питания Санкт-Петербурга», награждаются специальными дипломами.
11. Использование знака Конкурса
11.1. Предприятия, пищевые продукты которых стали победителями Конкурса, имеют право в рекламных целях использовать знак Конкурса, представляющий собой круг, по окружности которого размещена надпись «Лучший продукт питания Санкт-Петербурга». В центре круга размещен символ Санкт-Петербурга – Петропавловский собор, под которым размещен год проведения Конкурса.
11.2. Срок использования знака Конкурса: 1 календарный год с даты вручения Диплома победителя Конкурса.
12. Экспертный совет Конкурса
12.1. В экспертный совет конкурса входят представители следующих учреждений:
СПБ общественная организация потребителей «Общественный контроль»
- Вишневецкий Всеволод Борисович;
СПБ ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции) и услуг» -
Гамова Людмила Борисовна;
ФГУ «Тест-Санкт-Петербург» - Серажутдинова Людмила Джамаловна;
АНО «Тест-Санкт-Петербург» - Яковлева Татьяна Андреевна;
ГУ «Санкт-Петербургская городская ветеринарная лаборатория» - Павлова Антонина Васильевна;
ФГУ «Межобластная ветеринарная лаборатория» - Холошня Светлана Анатольевна;
ФГУ «Гипрорыбфлот» - Маслова Галина Васильевна;
СПБ филиал ФГУ «Центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» - Нашилова Людмила Антоновна;
ВНИИ Жиров – Фролова Наталья Николаевна.
13. Комплект итоговых документов после окончания Конкурса
13.1 Итоговыми документами Конкурса являются:
- Итоговый протокол Конкурса;
- Итоговые рекомендации главному организатору Конкурсов по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге» - СПБ ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг».
- Заявка победителя Конкурса на участие во 2-м этапе Конкурсов по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге».