Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Число жалоб граждан выросло почти в два раза

В 2023 году Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу приняло от потребителей 4279 жалоб на услуги торговли продовольственными товарами, что на 85,3% больше, чем в 2022 году (1970). Это абсолютный рекорд за десять лет!

 

Сухие цифры, озвученные на конференции «Повышение потребительской грамотности граждан как основной механизм стимулирования и поддержки добросовестного бизнеса» в «Невской ратуше», говорят о том, что за прошедший год уровень защищенности петербуржцев не просто значительно упал, а круто обвалился. Это значит, что подпрограмма «Развитие системы обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге», реализуемая Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговли, не только не достигла планируемых результатов, но и ухудшила те, которые были еще несколько лет назад.    

Основная причина такого обвала – реформа надзорно-контрольной деятельности, которая длится уже около пяти лет. Апофеозом этой реформы стало введение моратория на проверки бизнеса в 2022 году, из-за которого изготовителей и продавцов пищевых продуктов, не соответствующих обязательным требованиям, перестали проверять и привлекать к административной ответственности в виде денежных штрафов и административного приостановления деятельности. Если до введения моратория нарушителей штрафовали на десятки и сотни тысяч рублей, то сегодня надзорные органы ограничиваются лишь направлением предпринимателям предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

В результате такой реформы надзорно-контрольной деятельности объемы нестандартной пищевой продукции за последние два года на полках торговых сетей выросли в 1,5–2 раза, а на объектах социальной сферы и того больше. За примерами далеко ходить не надо – только в результате экспертиз молочной продукции, проведенных Санкт-Петербургской общественной организацией потребителей «Общественный контроль» в этом году, были выявлены десятки образцов поддельной молочной продукции.

Чиновники признают, что потребители стали менее защищенными в условиях моратория на проверки бизнеса. В этой связи вселяет оптимизм новость из Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле. Как заявила Елена Подгорная, начальник Управления потребительского рынка, в целях развития системы обеспечения прав потребителей Комитет готов взаимодействовать с общественными организациями. В конце прошлого года в госзадание СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» были внесены изменения, согласно которым у общественных организаций потребителей появится возможность более эффективно взаимодействовать с Центром в области оценки качества и безопасности продовольственных товаров, представленных в магазинах Петербурга. Программа мониторинга должна быть запущена в ближайшее время. Сейчас ее механизм проходит согласование в юридическом управлении Комитета. «Общественный контроль» поддерживает инициативу Комитета и надеется, что она воплотится в реальный проект, а не останется только на бумаге.  

Кирилл Орлов