Бьюсь об заклад, что большинство потребителей даже и не подозревает, что существует, если можно так выразиться, их профессиональный праздник. Действительно, откуда им знать? Никто их в этот день никогда не поздравлял, цветов не дарил, цены не снижал (хотя бы на один день!), качество специально в этот день никто не повышал. А все почему? Да очень просто: дорогой, даже «золотой» праздник тогда получится!
Представьте, всем хлебопекарням пришлось бы выполнять требования ГОСТа и пустить в этот день на производство хлеба муку только высшего качества (которая дороже), а не нечто среднее между 1-м и 3-м сортом; молокозаводы вынуждены были бы полностью отказаться от порошкового молока длительного хранения и фасовать в этот день только что завезенное с фермы в чистых бидонах и на опрятных машинах надоенное ранним утром «живое» молоко, предварительно пастеризованное, а не стерилизованное.
Подсчитайте убытки рыбопереработчиков, если бы они в необходимых количествах закупили резиновые перчатки, в которых должны нарезать рыбу при производстве пресервов и деликатесной нарезки, марлевые повязки (чтоб, не дай бог, микробы не попали в продукцию), установили бактерицидные лампы в цехах и фасовали пресервы в потребительскую пластмассовую тару хотя бы из расчета 150 г рыбы и 50 г заливки, а не наоборот!
Только задумайтесь, какие финансовые потери понесли бы мясопереработчики, если бы перестали консервировать под видом тушенки гремучую смесь из хрящей, щетины, соевого белка и сухожилий крупного рогатого скота, залитую жиром неизвестного происхождения, колбасники отказались бы напрочь от сои, а массовые доли фарша и тестовой оболочки пельменей поменялись бы местами.
А что было бы, если бы информацию о продукции на этикетках стали писать полную и четко читаемую и, наоборот, не писали того, чего нет в продукте? Как бы это сказалось на покупательском спросе?
А вышло бы вот что: ряд предприятий оказались бы в очередном экономическом кризисе, вызванном их неспособностью производить качественные товары в соответствии с требованиями нормативных документов. Представьте, «Крабовые палочки» стали бы тем, чем они есть на самом деле – «рыбными палочками», сухарики «с сыром», в которых сыра как такового нет, переименовались бы в те же сухарики, но уже «со вкусом сыра», или «со вкусом ветчины», или «со вкусом грибов», как того требует новая редакция ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования». В одночасье была бы «сорвана маска» с такой продукции, что сделало бы ее, возможно, менее привлекательной для граждан.
Конечно, такая грустная перспектива ожидала бы далеко не всех. В Санкт-Петербурге немало изготовителей, выпускающих отличную продукцию, снабженную достоверной информацией для потребителя. Логотипы многих из них, как ориентиры качества, всегда можно увидеть на первой странице нашей газеты – своеобразной «Доске почета», а подробную информацию о продукции передовиков можно всегда прочесть на страницах «ПК».
Получается, что говорить о полноценном празднике потребителей сегодня пока рано. К нему наше общество еще не готово. Но праздника все-таки хочется!
Как же устроить его малыми силами и затратами? Рискну дать несколько рекомендаций. Первый совет – изготовителям. Направьте в места продажи вашей продукции не промоутеров, а специалистов-технологов, которые смогли бы на месте профессионально объяснить потребителям, как надо выбирать ту или иную продукцию, на что нужно обращать внимание в первую очередь. Найдите способ поздравить своих потребителей либо листком-вкладышем в продукции, либо плакатом в местах фирменной торговли; также можно провести промакцию в магазинах с реализацией продукции с минимальной наценкой. Для работников торговли тоже есть совет: будьте вежливы с покупателями в этот день. Обеспечьте кассирами все расчетно-кассовые узлы вашего магазина, чтобы не было очередей, чаще здоровайтесь и улыбайтесь.
И тогда у нас, потребителей, будет пусть маленький, но все же праздник!
Всеволод Вишневецкий