Несмотря на то что с каждым годом россиянам удается все успешнее отстаивать свои права и интересы на потребительском рынке, до полного взаимопонимания между продавцами и покупателями еще очень далеко. К примеру, одной из проблем, не имеющей пока четкого законодательного урегулирования, является продажа бытовой техники, при эксплуатации которой возникает статическое электричество, вследствие чего потребитель получает легкий шок от электрического удара.
Согласно требованиям российского законодательства, такая бытовая техника не является опасной, она разрешена к выпуску на таможенную территорию РФ, а значит, и к реализации в торговой сети. На сегодняшний день статическое электричество в нашей стране не нормируется и никак не регламентируется. На претензии потребителей на этот недостаток некоторых моделей импортных пылесосов магазины и сервисные центры реагируют примерно одинаково: «Данный эффект является естественным физическим процессом, безопасным для пользователя».
Именно так ответили в магазине «Телемакс» (пр. Ветеранов, д.109) покупателю А.Тарненку, решившему приобрести широко рекламируемый популярной телепрограммой «Розыгрыш» пылесос фирмы «Борк», и отказались вернуть деньги. Ответ магазина был подкреплен актами двух технических экспертиз, проведенных как собственной сервисной службой, так и авторизованным сервисным центром ООО «Техно-Поиск».
С одной стороны, выходит, что магазин прав. Но вот с другой…
Согласно статье 10 закона «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В случае с «Телемаксом» этого сделано не было. Более того, инструкция, прилагаемая к пылесосу, также не содержала информации о возможных неудобствах, которые может доставить данная модель во время ее использования.
Статья 12 того же закона прямо предусматривает право потребителя на расторжение договора купли-продажи (возврат товара продавцу) в разумный срок, если ему опять-таки не была предоставлена полная информация о товаре. Также продавец, не представивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, предусмотренную п.1–4 ст.18 закона.
Обескураженный А.Тарненок считает, что имеет право на возврат пылесоса в магазин. Однако принять решение по этому вопросу в пользу потребителя может только суд. И то, если согласится с доводами покупателя о нарушении его прав в части непредоставления полной информации о товаре или с тем, что в результате отсутствия информации здоровью потребителя был причинен вред.
Кстати, существует мнение, что статическое электричество негативно может сказываться на состоянии больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, в частности тех, кому имплантированы кардиостимуляторы. Если эта версия будет доказана медиками, изготовителям подобной техники придется и вовсе отказаться от производства дешевых моделей, лишенных защиты от статического электричества или, по крайней мере, внятно информировать потребителей о возможных последствиях при эксплуатации пылесосов «с сюрпризом».
В том, что права потребителя были нарушены, уверены и специалисты Общества защиты прав потребителей Санкт-Петербурга, куда А. Тарненок обратился за помощью. Юристы всерьез намерены доказать это в суде.
Ну а пока точка в этом вопросе еще не поставлена, читателям дадим следующий совет: выбирайте пылесосы, имеющие защиту от статики (например специальный встроенный стержень в шланге). Как правило, такой защитой оснащены модели средней и высокой ценовых категорий.
Всеволод Вишневецкий