Изготовители творога «От крестьяночки» из Петербурга и молока цельного сгущённого с сахаром из Смоленской области нарушили права неопределенного круга потребителей. Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга вступило в законную силу 28 сентября.
Противоправными были признаны действия изготовителей творога «От крестьяночки» (ООО «Трейд-Лайн», Санкт-Петербург) и молока сгущённого цельного с сахаром (ООО «Гагаринское молоко», Смоленская область), а также магазина ООО «Нордик-Нева» («Нетто», пр. Королёва, д. 29, к. 3,), торговавшего поддельной молочной продукцией.
С исками к изготовителям и магазину еще в прошлом году обратилась Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль». Основанием послужили результаты лабораторных исследований образцов творога и сгущенного молока, проведенных испытательной лабораторией «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА», структурным подразделение СПБ ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг». Поскольку продавцом фальсификатов был один магазин, в суде два иска были объединены в одно дело.
Согласно протоколу испытаний, доля молочного жира в твороге «От крестьяночки» (дата изг. 12.05.2014 г.) не превышала 10%. Таким образом, 90% продукта составляли жиры немолочного происхождения, т.е. растительного. А значит, этот продукт при всем желании творогом называться не мог. Замена сырья сказалась и на основных физико-химических показателях продукта, жирность которого была превышена в девять раз (вместо 1,8% оказалось 16%), а массовая доля белка занижена почти в два раза (10,99 % вместо 18%)!
Еще меньше молочного жира оказалось в молоке цельном сгущенном с сахаром, изготовленным 14.03.2014 г. ООО «Гагаринское молоко» (г. Гагарин): менее 5%! Массовая доля белка в виду заменой состава была занижена почти в четыре раза (1,89% вместо 7,2%).
Вынесенное решение о прекращении противоправных действий недобросовестных изготовителей и продавцов фальсифицированной молочной продукции, безусловно, можно приветствовать. В то же время, к сожалению, надо признать, что эффективность его крайне незначительна, поскольку предприниматели, сделавшие ставку на производство и сбыт фальсифицированной продукции, не получили хоть какого-нибудь действенного наказания в виде штрафа или приостановлении деятельности и продолжают по-прежнему выпускать продукцию в нарушении действующего Технического регламента. Судья, вынесший решение по иску общественной организации в рамках ст. 46 закона «О защите прав потребителей», может только признать действия предпринимателей противоправными и потребовать их прекращения, а также потребовать от ответчиков довести решения суда через СМИ. Большего общественная организация требовать в суде ничего не может. Таков закон.
Если бы законом были предусмотрены адекватные санкции за подобные нарушения, порядка на прилавках было бы значительно больше. А пока потребители имеют возможность лишь запомнить марки пищевых продуктов, признанных судом не соответствующими ГОСТу, которые просто не стоит покупать.
Кирилл Орлов