Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

№ 3 (147) / 1-15 февраля

Потребитель, знай свои права!

По Закону «О защите прав потребителей» качественную вещь, которая не подошла по цвету, размеру или фасону, можно вернуть в магазин в течение 14 дней, не считая дня покупки. Но что делать, если вы купили автомобиль или товар, который относится к категории сложной бытовой техники, и во время эксплуатации выяснилось, что он имеет серьезные производственные дефекты? Может ли потребитель вернуть такой товар или вовсе отказаться от него, потребовав возврата денег? За консультацией мы обратились к начальнику отдела защиты прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии Санкт-Петербурга Светлане Лапиной.

И на «Лексус» бывает проруха…
- Очень часто в нашу организацию обращаются потребители с претензиями на качество сложной бытовой техники, мебели, изготовленной на заказ, сотовых телефонов и даже автомобилей.

Приведу пример. Потребитель приобрел отечественный автомобиль «Жигули» с гарантийным сроком три года. Но через некоторое время владелец обнаружил на капоте отслоение лакокрасочного покрытия и коррозию металла. Покупатель обратился за помощью в автосалон, где купил машину, но там его направили в сервисный центр для ремонта кузова. Капот заменили. Спустя несколько месяцев потребитель вновь обнаружил коррозию металла, но на этот раз уже на дверце автомобиля. Дверцу также заменили. Ржавчина продолжала поражать кузов. Машина чаще находилась в ремонте, чем в эксплуатации, за два года её три раза ремонтировали. В конце концов, после очередной замены части корпуса «Жигулей» запас терпения автовладельца был исчерпан. Покупатель попытался вернуть бракованную машину продавцу. Но автосалон не захотел расторгать договор купли-продажи, несмотря на то что потребитель был вправе получить деньги за некачественный автомобиль, так как в данном случае имел место существенный недостаток.

Жалуются потребители не только на отечественные «Жигули» и «Москвич», но и на иномарки: «Форд», «Лексус». В период гарантийного срока у одного из автомобилей
Светлана Лапина

иностранного производства возникли проблемы с двигателем. Автосалон не желал расторгать договор купли-продажи и возвращать деньги потребителю. Вместо этого владельцу неоднократно предлагали починку машины. После нескольких сложных ремонтов двигателя потребитель написал претензию, в которой потребовал расторгнуть договор купли-продажи.

Не случайно продавцы так настойчиво рекомендуют владельцам автомобилей сервисную службу. Дело в том, что автомобили относятся к той категории товаров, которая не подлежит обмену сразу, то есть нельзя немедленно расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Это сложный технический товар, который должен сначала ремонтироваться (статья 18 п.1 Закона «О защите прав потребителей»). Но по этому же закону, если в период гарантийного срока в автомобиле обнаружены существенные недостатки, т. е. недостатки, которые повторяются неоднократно и не устраняются в период ремонта, то потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи и получить за него деньги. К сожалению, отдельные наши салоны нарушают права потребителей, вынуждая их ограничиваться только ремонтом машин. В этом случае важно вовремя помочь владельцам авто составить претензию или заявление в суд для осуществления ими законного права расторжения договора купли-продажи и возврата денег за автомобиль с дефектом.

Не подписывайте акт без осмотра техники!
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа потребителю в праве на обмен или возврат товара. А вот беспечность покупателя при доставке крупногабаритной техники на дом может ему дорого обойтись.

Давно подмечено, что продавцы стараются
привозить такие товары вечером, когда у потребителя меньше шансов заметить на холодильнике или стиральной машине царапины и сколы. Потребитель, как правило, быстро подписывает акт приема-передачи, а распаковывает долгожданную покупку позже. А зря! Потребитель должен в присутствии представителей магазина проверить внешний вид товара и наличие комплектующих. Также потребитель имеет право попросить представителей продавца подключить, например, холодильник и проверить, как он работает. Если потребитель обнаружил, что ему привезли товар ненадлежащего качества или с внешними дефектами, то он должен написать в акте, что отказывается от получения товара. В противном случае владельцу новой крупногабаритной бытовой техники будет сложнее доказать, что повреждение внешнего вида товара – не его вина.

После оформления отказа в получении техники потребитель должен составить претензию в адрес магазина, в которой необходимо четко сформулировать требования: обмен товара на аналогичный, ремонт или возврат денег. По закону «О защите прав потребителей» претензия должна быть рассмотрена в десятидневный срок. Если продавец посчитает необходимым провести экспертизу, этот срок увеличится на 20 дней. В течение этого времени потребитель должен получить официальный письменный ответ на свою претензию.

В отличие от автомобилей и стиральных машин для таких товаров, как видеокамеры, телевизоры, телефоны, посудомоечные машины, пылесосы в период гарантийного срока ремонт не обязателен. Можно вернуть такой товар продавцу сразу, если дефекты несущественные. Но, к сожалению, салоны мобильной связи и некоторые магазины, реализующие сложную бытовую технику, вынуждают потребителей обращаться для ремонта некачественного товара в сервисные службы. Вот здесь хотелось бы подчеркнуть: это право потребителя, ремонтировать товар, обменять его на аналогичный или расторгнуть договор купли-продажи и вернуть свои деньги.

Инна Бочкарева