Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Шампунь вам на голову

Кто-то моет голову ежедневно, кто-то — один раз в уик-энд, а подавляющее большинство, если верить статистике, два-три раза в неделю. Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» решила проверить качество шампуней, в изобилии представленных в городской розничной торговой сети.

Сдав в испытательную лабораторию ФГУ «Тест—С.-Петербург» образцы шампуней, закупленных в торговой сети Санкт-Петербурга, СПб ООП «Общественный контроль» надеялась наконец получить ответ на вопрос: все ли шампуни так хороши, как о них рассказывает навязчивая реклама? Ответ буквально шокировал общественников: все образцы шампуней стоимостью от 10 руб. 90 коп. до 179 руб. были признаны соответствующими российскому ГОСТ Р 52345-2005 «Изделия косметические гигиенические моющие»!

Так стоит ли потребителю оплачивать навязчивую дорогостоящую рекламу шампуней, заложенную в себестоимость раскрученных брендов? Или все-таки чем дороже шампунь, тем лучше? Мы решили провести свое расследование.

СОЛЕНЫЕ СЛЕЗЫ

Закупленные образцы шампуней оказались безопасными: количество свинца, мышьяка и ртути было на порядок меньшим по сравнению с допустимыми значениями по НД. Предельный порог процентного содержания солей натрия в изделиях производители шампуней также не перешагнули. Специалисты ФГУ «Тест—С.-Петербург» пояснили, что хлористый натрий отвечает за образование слез. Чем меньше соли, тем меньше слез. В образцах детских шампуней «Неженка», «Смешарики» и «Ушастый нянь» солей натрия оказалось меньше всего: 0,3, 0,4 и 0,6% соответственно. А вот у «взрослого» шампуня «Вуокса» производства компании ООО «Мега-Плюс» этот показатель составил уже 3,2% массовой доли хлористого натрия. Так что при попадании этого средства в глаза вероятность расплакаться заметно возрастает.

ОБИЛЬНАЯ ПЕНА ЧИСТОТЫ НЕ ГАРАНТИРУЕТ

Часто можно слышать мнение, что хороший шампунь непременно должен давать обильную пену. Однако, по словам Елены Некрасовой, специалиста испытательной лаборатории ФГУ «Тест—С.-Петербург», это заблуждение. Чистота волос не зависит от того, насколько хорошо он пенится. Главную задачу шампуня — отмывать волосы и кожу головы выполняют поверхностно-активные вещества (ПАВы), или, как их еще называют, детергенты. На этикетке любого шампуня они обычно располагаются одними из первых. Входящие в состав ПАВов компоненты обволакивают содержащиеся в волосах и на коже головы частицы грязи и жира, после чего смываются водой. В одном шампуне может быть сразу несколько детергентов.

Специалисты поясняют, что их концентрация зависит от типа волос, для которого предназначено косметическое средство. В шампунях для жирных волос она выше, для сухих волос — ниже. Как правило, в состав дешевых бытовых шампуней будут входить более дешевые («жесткие») ПАВы, а в дорогих средствах более дорогие («мягкие»). Но государственный стандарт не предусматривает методики определения количества и качества ПАВов в шампуне.

СРЕДА НЕЙТРАЛЬНАЯ, ЩЕЛОЧНАЯ И КИСЛАЯ

По словам Елены Некрасовой, водородный показатель — pH также служит маркером для определения «сухих» и «жирных» шампуней. С химической точки зрения нейтральным является водородный показатель 7,0. Но для нашей кожи оптимальным будет показатель 5,5. Елена Некрасова считает, что для сухой кожи идеальным показателем pH будет диапазон от 5,5 до 6,5 единиц, а для жирной — начиная с 6,7 единиц pH. Максимальное число единиц pH, предусмотренное ГОСТом, равняется 8,5. Но с такими щелочными образцами шампуней в лаборатории не сталкивались.

РАЗНИЦА… ЕСТЬ

Подводя итог тестовых испытаний, Елена Некрасова отметила, что все образцы шампуней выполняют свою основную функцию очищения волос. А значительную разницу в ценах объяснила тем, что сегодня многие производители стремятся создать такой продукт, который бы не просто удалял загрязнения, но и улучшал внешний вид волос.

Поэтому в шампуни входят специальные добавки, повышающие потребительские свойства продукта. К ним относятся ухаживающие, увлажняющие, питающие волосы вещества (вытяжки из растений, молочная сыворотка, витамины и др.), а также регуляторы вязкости, перламутровые добавки, ароматизаторы, красители, консерванты и другие компоненты, улучшающие расчесывание, снимающие статическое электричество и т. д. Такие шампуни будут стоить дороже. Но если главная цель потребителя — просто вымыть волосы, то вполне подойдет и самое дешевое средство.

Кстати, добросовестный производитель должен указывать на этикетке компоненты шампуня в порядке количественного убывания. Таким образом, даже если вы и видите в составе вашего средства экстракт ромашки или, например, масло жожоба, но на последнем месте, не обольщайтесь, количество этого компонента ничтожно мало и вряд ли окажет позитивное воздействие на вашу шевелюру.

КРАСОТА ТРЕБУЕТ… ДЕНЕГ

Изготовители шампуней нам пояснили, что себестоимость шампуня напрямую зависит от качества сырья и количества компонентов, внесенных для придания моющему средству индивидуальных особенностей.

Сложность химической природы шампуня и, соответственно, его себестоимость определяют такие потребительские свойства, как термозащита, устранение перхоти, антистатический эффект, легкое расчесывание мокрых волос, их гладкость, блеск, эластичность, увлажненность и прочие.

В зависимости от того, что требуется нашим волосам, и нужно подбирать шампуни. «Как правило, человеку трудно самостоятельно определить, что необходимо его волосам, — говорит Ольга Чистякова, представитель компании-производителя. — Поэтому назначение должен делать профессионал — ма стер салона красоты или парикмахерской. И помните, шампунь, обладающий индивидуальными свойствами, не может стоить дешево».

ПЛАТА ЗА ПРЕСТИЖ

Когда на прилавке мы видим дорогой шампунь, надо понимать, что в его себестоимость помимо самого моющего средства заложены затраты на упаковку, рекламу, оплату каналов сбыта, а также стоимость самого бренда.

К примеру, себестоимость автомобилей Volkswagen Passat и BMW 5-й серии одинаковых комплектаций практически не отличается, зато конечная цена разнится на 50—70%. И только потому, что ездить на BMW престижнее. Так и с шампунем: есть престижные и раскрученные марки, а есть неизвестные широкому кругу потребителей средства, продающиеся в небольших магазинах, которые, кстати, не требуют оплаты «входных билетов» за доступ на полку. Отсюда и большой разброс цен на шампуни.

СЛОВО — ПАРИКМАХЕРУ

Когда я сообщила о результатах экспертизы шампуней своему парикмахеру, обратив ее внимание на разброс цен, услышала в ответ: «Запомни: скупой платит дважды. У тебя будут чистые волосы, но они вряд ли станут выглядеть ухоженными. Чтобы придать лоск волосам, дополнительно потребуется приобрести бальзам-кондиционер, питательную маску, укладочные средства». Это мнение практика, и к нему нельзя не прислушаться.

Надеемся, что советы наших экспертов помогут вам выбрать правильный шампунь, а ваши волосы всегда будут не только чистыми, но и красивыми.

Подготовила Олеся ПЕТРЕНКО

СПб ООП «Общественный контроль» благодарит за проведение испытаний ФГУ «Тест—С.-Петербург» и лично его директора Владимира ОКРЕПИЛОВА.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ШАМПУНЕЙ

http://www.zoofirma.ru/