Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Надзорные каникулы» для бизнеса угрожают безопасности граждан

Школьные каникулы для 41 ребенка из Кемерово закончились трагически. А каникулы для малого бизнеса, действующие до конца 2018 года и косвенно ставшие причиной страшного пожара в торговом комплексе «Зимняя вишня», хотят продлить до 2022 года. Сколько жертв еще нужно, чтобы Правительство РФ наконец признало допущенные ошибки в реформе контрольно-надзорной деятельности, которую курирует Министерство «открытого правительства»?

 

На днях СМИ сообщили, что вице-премьер, глава аппарата Правительства РФ Сергей Приходько поручил Министерству экономического развития совместно с Генпрокуратурой подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта об изменениях в законе № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который находится сейчас в Госдуме. Более того, новой редакцией закона «о проверках бизнеса» вводится риск-ориентированный подход, согласно которому надзорная нагрузка на многие отрасли бизнеса, в том числе в сфере потребительского рынка, будет сведена к минимуму.

Впервые риск-ориентированный подход к проверкам озвучила в своей программа партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», которая в 2016 году шла на выборы в Госдуму. В частности, программа предусматривала: «значительное снижение интенсивности контроля для подавляющего большинства предпринимателей, перевод проверок из выездных в документарные, сокращение продолжительности проверок и штрафов за нарушения, не несущие реальной опасности, и усиление надзора только за деятельностью тех объектов, которые несут высокие риски для безопасности граждан (крупные технологические объекты, водоканалы)».

В итоге, по данным самих надзорных органов, за два последних года количество плановых проверок сократилось более чем в три раза, а количество внеплановых проверок, которые проводятся по жалобам граждан, только за прошлый год уменьшилось в несколько раз.

Результаты такой недальновидной политики, направленной на защиту бизнеса от проверок в ущерб здоровью и жизни граждан, не заставили себя долго ждать. Первый звонок прозвучал в декабре 2016 года, когда от употребления концентрата для принятия ванн «Боярышник» в Иркутской области пострадали 123 человека, а 78 скончались. В спиртосодержащей жидкости был обнаружен запрещенный яд метанол. Продукция изготавливалась и реализовывалась в рамках действующего законодательства предприятиями «малого» бизнеса со всеми необходимыми сопроводительными документами, которые, правда, никто не проверял благодаря действующим «надзорным каникулам»!

Год назад, еще до введения моратория на проверки, пожар в ТЦ «Адмирал» в Казани унес жизни 17 человек. Как позже выяснилось, до пожара торговый комплекс не раз привлекался к ответственности за различные нарушения противопожарной безопасности.

А затем были пожары в домах престарелых с многочисленными жертвами – и всё из-за того, что государство в ходе административной реформы фактически возложило контроль за соблюдением законодательства бизнесом… на сам бизнес.

Не звонок – набат прогремел 25 марта в Кемерово, где системные ошибки власти, помноженные на жадность бизнеса и преступную халатность местных чиновников, привели к гибели 64 человек.

Сколько еще нужно смертей, чтобы власть поняла: деятельность бизнеса, как и граждан, нуждается в регулировании. Это просто необходимо для обеспечения безопасности не только граждан, но и самого бизнеса, потери которого в ТЦ «Зимняя вишня», по данным Всероссийского союза страховщиков, оцениваются минимум в 4 млрд рублей. В эту сумму предварительно оценена стоимость имущества владельцев торгового комплекса и многочисленных его арендаторов. Уж так и хочется сказать: лучше бы чиновники брали взятки и «драли три шкуры» с управляющей компании торгового центра, как это было бы до начала реформы контрольно-надзорной деятельности, и, может быть, тогда не было бы таких жертв. До реформы чиновники имели больше полномочий и несли более высокую ответственность за допущенное бездействие или халатность, а сегодня их возможности и статус урезаны настолько, что эффективность и качество государственных проверок оставляет желать лучшего, а сами проверки зачастую стали формальными. Сегодня у государственного проверяющего одна мотивация: оформить проверку так, чтобы не получить взыскания от своего начальства или прокуратуры за нарушение административных регламентов. Защита интересов граждан ушла на второй или даже на третий план.

В результате надзорные органы вместо обеспечения безопасности граждан, оперативного пресечения нарушений действующего законодательства занимаются в основном бумажной работой, призванной обосновать отсутствие необходимости проведения проверочных мероприятий. Зачем тогда нужен такой надзор, если его задача не предотвратить возможные последствия от нарушения обязательных требований, а найти причины, чтобы лишний раз не побеспокоить «социально ответственный бизнес», не соблюдающий, как потом выясняется, регламенты, стандарты, пожарные и санитарные нормы?

Чтобы такие трагедии, как в Кемерово, Иркутске или Казани, не стали системой, необходимо проводить реформы, ставя во главу угла в первую очередь интересы простых граждан, главные из которых – безопасность, социальная защищенность, достоверность информации о товарах и услугах, а также их доступность. Тогда и бизнес будет развиваться, а не гибнуть из-за своей жадности, а также глупости и корысти отдельных чиновников, забирая с собой жизни ни в чем не повинных людей.

 

Всеволод Вишневецкий,

главный редактор газеты «Петербургское качество»