С начала перестройки нам постоянно внушают, что в связи с ликвидацией госрегулирования экономики все решает рынок. И этим объясняют причины всех наших проблем. Но разве рынок – это что-то далекое и непонятное, разве рынок – это не мы сами, потребители? Конечно, мы! Поэтому и роль наша в его регулировании самая главная.
Потребитель должен это усвоить в первую очередь. И не только усвоить, а повседневно реализовывать свое право на общественный, народный контроль, право, данное нам Конституцией РФ, Законом «О защите прав потребителей», Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также сотнями других нормативных документов, о которых простой смертный даже не подозревает.
Как это право реализовать? Да очень просто! Перво-наперво, не выкидывать деньги за товар, единственное достоинство которого – низкая цена. Ну не могут хорошие сосиски продаваться по цене сырья – 40 рублей за кг. Ну не может хорошее вино стоить 56 рублей, как, например, «брат-близнец» венгерского токайского нетрадиционное вино «Тока№1», разливающееся в Подмосковье. Кстати, слово «нетрадиционное», еле заметно выдавленное на золотой окантовке этикетки «Тока№1» означает порошок, разбавленный водой. Да и ГОСТ Р 51157-98, который указан на этикетке в качестве базового нормативного документа, уже давно отменен. Так что получается двойное введение в заблуждение потребителя. И все это сегодня предлагается нам торговлей в больших количествах! Дескать, покупайте, люди добрые, товар дешевый, почти как заграничный, фирменный, ну а если что не так, то не обессудьте – цена-то ведь какая низкая!
Другой признак низкосортного товара – нечитаемая даже при наличии большой лупы этикетка.
Кстати, сам недавно попал впросак. Купил плавленый сыр «Янтарь». Думал, что «Петмол», торопился и не посмотрел на упаковку. Вскрыв, понял, что ошибся: вместо знакомого «Петмола» оказался Смоленский молзавод. Есть невозможно, информация для потребителя указана самым мелким шрифтом, каким только возможно, причем черным цветом по темно-синему фону. В очередной раз дал себе зарок – не торопиться. Ни к чему хорошему это не приводит. Да и вам, читатели, рекомендую: видите нечитаемую этикетку – воздержитесь от покупки товара. Знайте, изготовитель не намерен должным образом дать вам информацию о своем продукте, а желает только продать его под известной и раскрученной торговой маркой, крупно обозначенной на упаковке.
И правда, зачем нам, покупателям, финансировать тех, кто зарабатывает капиталы на нехитром обмане, кто включает, например, в наименование продукта название привлекательного для потребителя и в то же время отсутствующего ингредиента. Зачем давать обманывать себя и покупать продовольственные товары, на которых написано «экологически чистый продукт», что запрещено действующими нормативными документами. Зачем голосовать за тех изготовителей, которые, прикрываясь традиционными названиями продуктов питания, скажем, колбасой «Докторской», подсовывают нам совершенно другой товар, добавляя рядом, еле заметным шрифтом – «по-домашнему» и т.д.
Уверен, что многие из наших читателей могут привести не один десяток примеров недобросовестной маркировки продукции, взятых из их личной потребительской практики. И в связи с этим объявляю конкурс на самого продвинутого в хорошем смысле потребителя. Условия конкурса такие. Читатели до 1 декабря присылают по адресу, указанному в выходных данных газеты, или привозят в редакцию этикетки и упаковки продукции, ущемляющие их право на полную, легкочитаемую и достоверную информацию, а редакция в канун Нового года наиболее активных общественных контролеров качества (приславших наибольшее количество этикеток или упаковок) награждает щедрыми подарками от предприятий, выпускающих исключительно доброкачественную продукцию и входящих в некоммерческое партнерство «Общественный контроль качества».
Уверен, что очередная акция «Петербургского качества», направленная на поддержку добросовестного бизнеса и которую можно назвать «Бдительный потребитель», поможет реализовать горожанам свои конституционные права, а также станет еще одним шагом на пути нашего общества к цивилизованному рынку. Итак, за работу!