Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Наталья Шубникова: «За дешевизной гнаться нельзя!»

Наталья Шубникова: «За дешевизной гнаться нельзя!»

Если нет денег, лучше накопить, занять, только не покупать одноразовую дешевку. Себе дороже будет, уверена гость «ПК» Наталья ШУБНИКОВА, главный государственный санитарный врач по Выборгскому и Калининскому районам Санкт-Петербурга.

Наталья Николаевна, как и многие ее коллеги по Роспотребнадзору, — не только потребитель, но и чиновник, по долгу службы призванный защищать права потребителя. Поэтому наш разговор мы начали с весьма болезненной для всех контролеров темы.

Последние месяцы с высоких государственных трибун в адрес контролирующих органов, в том числе и Роспотребнадзора, то и дело сыплются обвинения в излишней придирчивости к малому бизнесу. Вполне понятно желание властей сделать экономику страны более устойчивой за счет возрождения этого вида предпринимательства. Но любой лоббизм, как правило, чреват перегибами.

Напрашивается вопрос: не пострадают ли от такого госнадзора потребители, чьи права защищает Роспотребнадзор? С этим и другими вопросами корреспондент «ПК» и обратилась к Наталье Шубниковой.

— Наталья Николаевна, осложнились ли за последнее время взаимоотношения вашей организации с малым бизнесом?

— В соответствии с требованиями федерального закона, мы не имеем прав выходить с плановыми проверками на объекты чаще чем 1 раз в два года. Малым предпринимателям грех жаловаться на то, что мы их замучили проверками. Другое дело, если на них в Роспотребнадзор поступают жалобы.
Наша организация обязана отреагировать на них. Как, впрочем, должны реагировать на задания прокуратуры, администраций районов, депутатов Законодательного собрания, федеральных властей. На одно плановое обследование приходится примерно 10—15 внеплановых. Вот сегодня, когда мы с вами разговариваем, наши инспекторы внепланово (после случая отравления людей хлором в аквапарке «Вотервиль») проверяют бассейны, бани, аквапарк «Родео-драйв», одновременно маршрутки, отслеживают природоохранные действия на предприятиях, о бследуют ларек по заданию прокуратуры, которая считает, что он расположен близко от школы. Один из наших сотрудников вместе с миграционной службой и налоговой инспекцией поехал в гипермаркет «Гранд-Каньон» выяснять, есть ли у работающих там иностранных граждан личные медицинские книжки.

— Ваша организация контролирует и безопасность условий проживания горожан. С какого рода жалобами по этим вопросам обращаются в ваш отдел петербуржцы?

— Очень часто нам пишут администрации районов, которые, в свою очередь, реагируют на жалобы горожан по поводу шума от строек. Наша организация по Градостроительному кодексу не осуществляет надзор за условиями строительства, мы приходим с проверкой только после жалобы, например на использование дизеля или на работу стройки в ночное время. Территориальный отдел просит инженеров Центра гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге измерить уровень шума. Если он превышает предельно допустимый уровень, составляем протокол на юридическое лицо, штрафуем строителей. Конечно, штрафы не соизмеримы с теми неудобствами, которые испытывают жители города: по статье 6.4 Административного кодекса они составляют от 10 до 20 тысяч рублей. Строители реагируют на наши предписания: заказывают проекты, устанавливают изолирующие от шума кожухи.

Один из наболевших вопросов — организация автостоянок вблизи жилых домов. В соответствии с требованиями санитарных правил расстояние от жилых домов, школ, детских учреждений, площадок отдыха, детских площадок и т. п. зависит от количества мест для машин на автостоянках. Бывают случаи, когда владельцы автостоянок и гостевых парковок открывают их без получения санитарно-эпидемиологического заключения по отводу земельного участка под размещение стоянки. Тогда специалистами ТО проводятся проверки, налагаются штрафы, направляются письма в районные администрации, КУГИ.

Не меньшая головная боль — встроенные в жилые дома объекты: магазины, рестораны, кафе. Вернее, производимый ими шум, музыкальное сопровождение в ночное время. Специалистами ФГУЗ измеряется уровень шума, вибрация. По результатам измерений налагаются штрафы, санкции, составляются протоколы о временном запрете деятельности, выдаются предписания, материалы передаются в прокуратуру.

Общим явлением стало несогласование с Роспотребнадзором проектной документации при изменении функционального назначения помещений, переданных под коммерческие цели в жилых домах. Еще 10 лет назад КУГИ, прежде чем сдать помещение в аренду, направляло арендодателя к нам, чтобы выяснить: можно ли на этих площадях открыть ресторан или кафе. Те приходили с документацией, а мы объясняли, какая необходима вентиляция, как нужно ставить машины для загрузки, какая нужна система канализации. И многие предприниматели задумывались, выгодна ли такая деятельность в этом помещении. Теперь все пущено на самотек, на откуп арендодателей, имеются даже частные владельцы помещений, о которых и КУГИ может не знать.

— Каковы «рекордсмены-нарушители» в области защиты прав потребителей?

— В 2007 году, к примеру, специалистами ТО рассмотрено 162 письменных обращения граждан, связанных с нарушениями их прав как потребителей, в т. ч. 68 жалоб на промышленные товары, 41 — на услуги ЖКХ. В 80% случаев содержатся просьбы потребителей помочь в возврате денег. Но по действующему законодательству требования потребителей имущественного характера, в том числе связанные с неисполнением условий договоров, нарушением сроков доставки товара (выполнения заказов), подлежат рассмотрению в суде.

Очень частая ошибка потребителей при обнаружении недостатков технически сложных товаров бытового назначения и желании расторгнуть договор купли-продажи с возвратом уплаченных за товар денег — обращения в сервисные центры по рекомендациям продавцов.

Пункт 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность продавца принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества. При этом потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Много жалоб в наше ТО поступает на качество и установку мебели. При заключении договоров на изготовление мебели заказчикам следует внимательно читать текст договоров, обращая внимание на принципиальные вопросы.

Так статья 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с нарушением его прав при продаже товаров, обязывает продавца, допустившего эти нарушения, уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара. В случае же нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуг) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% стоимости выполнения работы (оказания услуг) — п. 5 ст. 28 Закона. Приведем пример из практики ТО. К нам обратился с жалобой потребитель, купивший кухонную мебель по индивидуальному заказу и пожелавший установить ее силами фирмы-продавца «Кухни России» (пр. Энгельса, 33). С ним был заключен не один договор продажи товаров и оказания услуги (выполнения работ), а два: купли-продажи предметов кухни и дополнительный (безвозмездный) — на сборку и установку. То есть, приняв доставленную мебель в разобранном виде, потребитель был лишен возможности предъявить претензию по результатам ее установки.

— А какие нарушения вашим специалистам удалось обнаружить в сфере ЖКХ?

— В первую очередь, это взимание неправомерной платы за дополнительные услуги по содержанию консьержа, охранника. Во-вторых, несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты услуг за горячее и холодное водоснабжение при отсутствии или наличии в доме общедомовых и индивидуальных приборов учета. Частая причина для налагания штрафов — непроизведенный перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению при перерывах в ее предоставлении, превышающих установленную продолжительность. Бывали нарушения, когда при заваренном мусоропроводе жильцам дома производилось начисление платы за неоказанную услугу и др.

В 80% случаев обращений граждан по вопросам ЖКХ приходилось давать разъяснения. Практически все жалобы поступили от жильцов домов, принадлежащих ТСЖ и ЖСК. Многие собственники квартир просто еще недопонимают, что их квартиры являются частью большого многоквартирногодома. А в соответствии с п. 5 ст. 155 Жилищного кодекса члены ТСЖ либо ЖСК вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления ТСЖ, ЖСК.

— Приходилось ли вам лично отстаивать свои права потребителя?
— Я постоянно на работе, у меня покупками занимается семья. Одно твердо знаю: за дешевизной гнаться нельзя. Нет денег? Накопить, занять, только не покупать одноразовую дешевку.
Себе дороже будет.

Записала Елизавета КЛИМ
Фото автора