Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Первый после Конституции

Первый после Конституции

Всеволод Вишневецкий

7 февраля Закону РФ «О защите прав потребителей» исполнилось 15 лет

По-моему, символично, что одним из первых нормативных актов молодого государства стал подписанный 7 февраля 1992 года Борисом Ельциным Закон «О защите прав потребителей». Этот закон, ровесник новой России, почти на два года опередил появление Конституции и по своей значимости является для всех потребителей, пожалуй, первым после нее.

Принятием Закона «О защите прав потребителей» Российская Федерация сообщила всему миру, что намерена развиваться исключительно по демократическому пути, признавая права человека высшей ценностью. Однако реализовать на практике заявленную декларацию оказалось отнюдь не просто. Прогрессивный закон то и дело наталкивался и до сих пор наталкивается на непонимание, а порой и вовсе противодействие некоторых институтов гражданского общества.

Закон «О защите прав потребителей» можно назвать вторым по значимости после
  Конституции нормативным актом, который должен знать близко к тексту каждый россиянин. Сегодня иметь представление об этом законе, уметь применять на практике его нормы должен всякий уважающий себя человек. И наоборот, незнание этого документа свидетельствует о социальной неполноценности, беспомощности и незрелости гражданина.

Закон «О защите прав потребителей» — закон прямого действия, с помощью которого любой, даже не имеющий высшего образования человек может без посторонней помощи защитить свои права. И в этом огромная социальная значимость этого документа.

В то же время приходится констатировать, что, несмотря на столь длительное существование этого закона, в России до сих пор не создана эффективная система защиты прав потребителей, а нарушения прав потребителей, по данным Роспотребнадзора, при проверках вскрываются в 80% случаях. Государство, создав хороший закон, до сих пор не обеспечило надлежащую инфраструктуру в сфере защиты прав потребителей. Достаточно привести в пример С.-Петербург, в структуре исполнительной власти которого до сих пор нет подразделения, которое координировало бы сферу защиты прав потребителей на городском уровне. Видимо, до сих пор считается, что защита прав потребителей - дело рук самих потребителей.

  Подобное отношение властей не остается незамеченным и со стороны бизнес-сообщества, которое при каждом удобном случае готово оспаривать очевидные права потребителей, такие как, например, право на достоверную информацию о товарах и услугах, а также право на безопасность и качество товаров и услуг. Что говорить о предпринимателях, когда сами суды вплоть до недавнего времени не всегда принимали решение о взыскании штрафа с предпринимателя за отказ в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя, как это предписано Законом «О защите прав потребителей»! А что касается взыскания морального вреда, то судьи до сих пор порой отказывают в этом законном праве потребителю, считая требования о компенсации моральных страданий надуманными и чрезмерными. Для сравнения, в развитых странах размер компенсации морального вреда на порядок превышает уровень, принятый в отечественной судебной системе.

Тем не менее, по данным Союза потребителей России, правовая культура наших граждан неуклонно растет с каждым годом. А это означает, что возврата к бесправному советскому прошлому, когда на рынке безраздельно господствовали чиновник, изготовитель и продавец, больше не будет.

Всеволод ВИШНЕВЕЦКИЙ