Год назад Постоянная комиссия по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Санкт-Петербурга начала подготовку проекта местного закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Однако в связи с начавшейся федеральной административной реформой работа над законопроектом притормозилась. Теперь, считают в ЗакСе, когда наконец-то заработали новые федеральные институты госконтроля в сфере оборота пищевой продукции, процесс по созданию документа необходимо активизировать.
Федеральный закон №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ставший одним из первых нормативных актов, подписанных президентом Владимиром Путиным (2 января 2000 г.), сам по себе достаточно прогрессивен. Именно поэтому в период обострения борьбы с административными барьерами его не постигла печальная судьба законов «О сертификации», «О стандартизации» и некоторых других, отмененных под натиском рыночных реформ.
В то же время в последней редакции федерального закона утратили силу статья 7 «Полномочия субъектов РФ в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» и статья 8 «Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов». По мнению Станислава Лопатина, главного специалиста Постоянной комиссии по здравоохранению и экологии ЗакСа, органы местного самоуправления ближе всех находятся к индивидуальным предпринимателям и организациям, изготавливающим и реализующим продукты питания, поэтому статьи 7 и 8 ФЗ должны перекочевать в местный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
И не просто перекочевать, а с включением в статью 7 пункта, обязывающего контролирующие органы в соответствии с их компетенцией вести реестр изготовителей и продавцов (физических и юридических лиц, занятых в сфере оборота пищевой продукции).
По мнению законодателей, местным законом необходимо закрепить проведение органами госконтроля и надзора мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов. Необходимо также разработать механизм по реализации п. 8 ст. 17 №29-ФЗ, который предписывает изготовителю «немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов… изъять их из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей... организовать проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение». Сегодня трудно представить петербургского пищевика, готового добровольно реализовать все перечисленные мероприятия. Задача местного закона - четко прописать механизм изъятия из оборота недоброкачественного товара, а также ответственность за невыполнение обязательных требований. Только в этом случае городское правительство сможет гарантировать своим гражданам качество и безопасность продовольствия.
Среди актуальных проблем, требующих законодательного решения в Санкт-Петербурге, - периодическое обучение работников, занятых в сфере производства и реализации продуктов питания, централизованная стирка и чистка санитарной одежды (зачастую такая одежда стирается в домашних условиях), создание в каждом районе города административных комиссий, в компетенции которых было бы рассмотрение дел и вынесение по ним решений, усиление роли муниципальных советов в области контроля за правилами торговли и т. д.
Не менее насущная проблема - информирование потребителей о качестве и безопасности продуктов питания, которые они ежедневно покупают по дороге домой или на работу. Сегодня такая информация тщательно скрывается чиновниками и простому обывателю практически недоступна. Возможно, решить эту проблему поможет появление в Санкт-Петербурге федерального информационного центра, создание которого пять лет назад было предусмотрено ст.5 (п.2) ФЗ № 29. Пользуясь случаем, от имени редакции газеты «Петербургское качество» вношу это предложение на рассмотрение Постоянной комиссии по здравоохранению и экологии ЗакСа, формирующей в настоящее время законопроект.
Может, после принятия местного закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», потребители нашего города будут наконец знать, что они едят и пьют.
Всеволод Вишневецкий