Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Он уважать себя заставил...»

Несмотря на то что закон «О защите прав потребителей» действует в России уже тринадцать лет (с 1992 г.), власти до сих пор так и не удалось воспитать у бизнеса уважительного отношения к потребителям.

Зато власть весьма успешно добилась от бизнеса уважения к самой себе. Уважения, основанного на страхе и корысти. Потребитель в этом тандеме оказался «третьим лишним», поскольку власти он нужен не чаще чем раз в четыре года, когда надо привести народ к выборным участкам. Ну а бизнес… Бизнес нужен всегда…

От него есть конкретная польза в отличие от простых граждан, от которых большой пользы нет, но которым всегда чего-то не хватает: то бесплатных лекарств, то льготного проезда в общественном транспорте, то подарков ветеранам ко Дню Победы.

Куда же еще защищать права потребителей и воспитывать предпринимателей? Это уже явный перебор! Это ничего, что в магазинах не пробивают чеки, в т.ч. и за дорогие покупки стоимостью в тысячи рублей, сознательно лишая тем самым потребителей гарантии на товар да еще и обворовывая попутно родное государство. Это ничего, что в сети ресторанов «Макдоналдс» иногда забывают положить в детский набор сок с трубочкой, положенный по штату. Это ничего, что в кафе «Чайная ложка», расположенном на территории гипермаркета «О’кей» на пр. Маршала Жукова, могут обсчитать этак, скажем, на 44 рубля при общей сумме заказа в 270 руб. (есть у меня слабость иногда с семьей посещать «О’кей» и «Чайную ложку», уж не обессудьте).

Что такое 44 рубля для покупателя известного гипермаркета? Ничего: плюнуть и растереть. Я бы тоже не обратил внимания на обсчет, если бы не моя внимательная «вторая половина». Есть у нее такая «нехорошая черта» – чеки проверять. Ради профессионального интереса позвал администратора. Тот перепроверил заказ, вернул деньги, извинился. Я не хочу сказать, что меня обманули преднамеренно, но, черт побери, зачем из потребителя делать контролера, почему, приходя в приличный магазин или точку общепита, мы не можем расслабиться и вместо того чтобы получать удовольствие от хорошего сервиса, постоянно должны быть бдительны?

К этому нас приучает власть, которой сегодня гораздо интереснее заигрывать с бизнесом, нежели внедрять такую правовую систему, при которой бизнесу было бы крайне невыгодно нарушать потребительское законодательство. Сегодня предприниматель за некачественно произведенный товар или оказанную услугу платит смехотворный штраф и дальше продолжает работать с нарушениями. И то правда: зачем совершенствовать свой бизнес, добиваться качества, заботиться о потребителе, когда можно за символическую «плату государству» работать так, как удобнее?

Напрашивается вывод: если власть не может заставить бизнес уважать потребителей, то этого должны добиваться сами потребители, их общественные объединения и союзы. Пока их работа ввиду отсутствия государственной поддержки и слабой общей координации деятельности не очень заметна в Санкт-Петербурге. Однако ввиду того что за последние год-два в городе возник не один десяток подобных объединений, хочется верить, что в скором времени количество перейдет в качество и у потребителей появится профессиональная и надежная защита.

Всеволод Вишневецкий