Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

№ 2 (146) / 16-31 января

Врачам доверяй, а про права не забывай

Cмольный внес поправки в порядок предоставления платных медицинских услуг

Бесплатной государственной медицины в нашей стране уже давно не существует. Мы уже привыкли платить за все. Даже за те услуги, которые нам должны предоставляться на безвозмездной основе. Безграмотностью потребителей пользуются поликлиники. Расставить все по своим местам должно новое распоряжение Комитета по здравоохранению № 515-р от 11.12.2006 г. «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Комитета по здравоохранению от 04.04.2005 № 112-р».

Диагноз нужен не пациенту, а врачу!
Список платных медуслуг небольшой, но вызывает у граждан много вопросов. Например, нужно ли платить за справку о состоянии здоровья для получения водительских прав или при устройстве на работу? По словам Ольги Коган, ведущего специалиста отдела медицинского страхования Комитета здравоохранения и разработчика нового распоряжения, получение справки не является медицинской помощью, а значит, за нее нужно платить.

Зачастую поликлиники вольно трактуют Порядок оказания платных медицинских услуг. В частности, взимают плату за работы, необходимые для постановки врачом правильного диагноза (УЗИ, кардиограмма, томограмма и т. д.). Пациент за эту услугу платить не должен. По словам Михаила Семенова, начальника отдела медицинского
страхования Комитета по здравоохранению, результаты диагностики нужны специалисту, а не гражданину. Другое дело, если пациент по собственному желанию хочет пройти какое-либо обследование. Тут взимание оплаты правомерно.

Любой каприз за ваши деньги!
Если гражданин хочет получить медицинские услуги вне общей очереди, он должен за них заплатить. В этом случае специалист осуществит прием в свободное от основной работы время либо в отдельном (хозрасчетном) кабинете. В новых правилах также закреплено, что экстренная помощь оказывается бесплатно: «категорически не допускается оказание гражданам за плату стационарной или медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни, при острой боли…»

Новой редакцией документа установлено, что платными могут быть медицинский сервис и другие немедицинские услуги, например, пребывание в палатах повышенной комфортности, дополнительное или специальное питание, оснащение палат телефоном, телевизором, холодильником, транспортные и другие услуги. Список платных услуг, достоверная информация о них должны висеть в поликлиниках на видном месте, а не в укромном уголочке!

Потребители должны помнить, что основанием для предоставления платных медицинских услуг является
оформленный надлежащим образом договор. По словам Фарита Кадырова, заместителя председателя Комитета по здравоохранению, все денежные операции должны проходить только через кассу. Кстати, специалисты предупреждают сторонников платной помощи: медуслуга за деньги в госучреждении не означает, что она будет выполнена лучше, чем бесплатная.

Защити себя сам
Если ваши права ущемляются, вы можете позвонить в Комитет по здравоохранению по горячей линии: 635-55-77. Также у потребителей медуслуг есть право обращаться к руководителю лечебного учреждения либо в страховую компанию.

И последний совет. Если врач заявляет о том, что медуслуга платная, просто вежливо попросите его сделать запись в карте о необходимости проведения исследования или лечения, а также о невозможности сделать эту работу бесплатно.

Если все-таки вы заплатили, а после выяснилось, что услуга была бесплатной, необходимо оспорить действия лечебного учреждения. Для этого нужно собрать все чеки и договоры на оказание платных услуг и в максимально короткий срок предъявить их копии вместе с соответствующим заявлением в свою страховую компанию. Страховщик обязан провести медико-экономическую экспертизу и ответить вам в установленный законом срок.

Анна БОНДАРЕНКО