
Право на качество товара – одно из основных прав потребителей, закрепленное законодательством РФ. Также качество – это условие конкурентоспособности бизнеса и залог процветания страны в целом. Примеры развития таких стран, как Японии, США, Китая и других развитых в техническом отношении стран это подтверждают.
Один из стимулов повышения качества товаров и услуг – высокая степень защищенности потребителей. Нет смысла выпускать товары высокого качества, если потребители защищены слабо и готовы покупать товары и услуги низкого качества. И наоборот: чем грамотнее потребитель и надежнее защищены его интересы в разных сферах, тем выше конкуренция на рынке, а значит у бизнеса есть стимул работать над повышением качества товаров и услуг.
Недавно проведенное Объединением потребителей России (ОПР) очередное исследование уровня защищенности потребителей в разных регионах – важный инструмент для самооценки субъектов РФ по реализации государственной политике в сфере ЗПП (https://www.potrebitel-russia.ru/?id=1838).
Мы рады, что СПБ поднялся в рейтинге с 15 места на 8 место, а Ленинградская область – с 21 места на 9 место. Однако считаем, что повышение СПБ в рейтинге уровня защищенности потребителей можно рассматривать скорее как аванс, направленный на поддержку очень скромных усилий администрации СПб по созданию эффективного механизма ЗПП в СПБ, а не как высокую оценку уже выстроенной системы ЗПП в СПБ, которая при отсутствии финансирования оставляет желать лучшего.
Дело в том, что в системе ЗПП СПБ нет главного – эффективного взаимодействия с общественными организациями потребителей, хотя это предусмотрено «Стратегией государственной политики Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей на период до 2030 г», принятой еще в 2017 г.
В городе реализуется государственная программа по ЗПП, однако общественных организаций к ней не подпускают. Деньги осваивает только СПБ ГБУ, а в структуре Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт-Петербурга уже много лет нет даже отдела по защите прав потребителей.
Но, как показывает рейтинг ОПР, в нашей стране есть регионы, где власть относится к потребителям с уважением, а защите прав потребителей уделяется повышенное внимание. И Петербургу пора начать брать пример с таких регионов.
Возьмем Республику Башкортостан, где с 2021 года действует институт Уполномоченного по защите прав потребителей. Эффективность системы ЗПП в Республика Башкортостан связана с тем, что в ней задействованы как госструктуры, так и общественные организации. Достаточно сравнить информационные ресурсы по ЗПП Санкт-Петербурга и Республики Башкортостан, чтобы понять, насколько наш город серьезно отстал в развитии системы ЗПП.
С 2024 года в РБ действует государственная программа по защите прав потребителей, финансирование которой осуществляется полностью за счет бюджета республики и ежегодно индексируется.
В программе РБ на 7 лет заложено финансирование в 1 млрд 121 млн руб., в прошлом году финансирование составило 162,4 млн руб. В этом году такая же сумма. В СПБ в 1588 раз меньше: в прошлом году, например, финансирование составило всего – 102 000 руб. (на финансовое просвещение населения). Но даже эти смешные средства осваиваются только государственными бюджетными учреждениями.
При этом население РБ – 4 млн чел, Санкт-Петербурга – 5,7 млн чел, а оборот розничной торговли за 2024 г. в РБ составил 1,3 трлн руб., в Санкт-Петербурге – 2,6 трлн руб., т.е. в два раза больше.
В Ленинградской области бюджет госпрограммы по ЗПП в 2024 г. и то значительно больше, чем в СПБ: 4 153 000 тыс. руб. Для сравнения: в Ростовской обл. -13 млн руб.
В СПБ программу по ЗПП реализует исключительно СПБ ГБУ «Центр контроля качества», который месяц назад получил другое название «Центр содействия развитию потребительского рынка, защиты прав потребителей и хранения городского резерва материальных ресурсов». Из названия понятно, что вопросы ЗПП в этой организации далеко не на 1 месте. Если раньше к консультированию привлекались общественные организации потребителей, теперь этим занимается только СПБ ГБУ. Если раньше общественные организации могли получать бесплатные услуги по лабораторным испытаниям пищевых продуктов, то теперь с общественников просят за это деньги.
В Республике Башкортостан испытания пищевых продуктов по заявкам общественников проводит такой же ГУП, причем ООП выделяют на это бюджетные средства. В Республике Башкортостан стимулируют развитие общественных организаций потребителей, предоставляют ресурсы на конкурсной основе.
«Общественный контроль» сегодня оказывает информационно-консультационную поддержку потребителям исключительно за счет собственных средств, получаемых от издательской деятельности, информационных проектов, направленных на защиту прав потребителей.
В частности, в целях защиты прав потребителей «Общественный контроль» проводит сравнительные исследования качества товаров, доводит результаты мониторинга до потребителей и федеральных органов госнадзора, благодаря чему полки супермаркетов постепенно очищаются от фальсификата.
Ежегодно «Общественный контроль» исследует более 250 образцов продовольственных и непродовольственных товаров по разным показателям.
- За 20 лет работы проверили около 5 тысяч образцов товаров;
- Поданы и выиграны сотни исков в защиту как конкретных потребителей, так и неопределенного круга потребителей, потребителям возмещен общий ущерб на сумму более 20 миллионов рублей.
- Направлено около 1500 обращений в органы государственного надзора по факту выпуска некачественной и опасной продукции;
- Органами государственного надзора приняты тысячи решений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, общая сумма штрафных санкций, наложенных по результатам рассмотрения обращений Общественного контроля, составляет сотни миллионов рублей.
Эффект «Общественного контроля»: например, поддельное масло сливочное «Лав продукт» (Московская обл.) и «Молочные берега» (Курская обл.) без молочного жира в составе сегодня снято с реализации крупными федеральными торговыми сетями в Петербурге.
Отсутствие эффективной политики в сфере ЗПП в Санкт-Петербурге привело:
- К снижению активности потребителей в отстаивании своих прав.
По данным Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу, количество обращений в сфере защиты прав потребителей за 1 квартал 2025 г. снизилось на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом мы видим, что количество нарушений прав потребителей с каждым годом не только не уменьшается, а растет. Для сравнения данные по РФ: в 2024 году количество обращений в Роспотребнадзор по вопросам защиты прав потребителей в среднем выросло на 3,9 %.
Также Петербург по итогам за 2024 г. занял последнее место среди всех субъектов РФ по количеству проведенных Роспотребнадзором контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) в сфере защиты прав потребителей в пересчете на число жителей. Так, в СПБ в 2024 г. Роспотребнадзор провел всего 726 КНМ. Для равнения: в Москве - 20869 КНМ, Московской области – 5792 КНМ, в Республике Башкортостан – 5781 КНМ.
Пассивность потребителей вызвана в первую очередь тем, что Роспотребнадзор в Петербурге сегодня не реагирует должным образом на 90% жалоб, ссылаясь на то, что нарушения бизнеса не несут угрозу жизни и здоровью граждан, а также снижением административной нагрузки на бизнес, что привело к ущемлению прав потребителей в разных сферах – от рынка торговли до рынка жилья.
- К росту объемов фальсификата в розничной торговле. Так, по данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), Петербург недавно вошел в ТОП 5 регионов с наибольшим оборотом молочного фальсификата, заняв 4 место.
Тревожную тенденцию подтверждают и проверки «Общественного контроля». Так, если в 2015 г. «Общественный контроль» в ходе экспертизы выявил всего три поддельных образцов масла, то в 2024 г таких образцов было 14, а в этом году уже 15. Есть разница?
- К привыканию общества к наличию на прилавках фальсифицированных товаров. Раньше факты фальсификации вызывали шок, органы надзора применяли внушительные штрафы, что сдерживало жуликов. Сегодня реакция общества изменилась: поддельные товары рассматриваются как неизбежность, привычная часть ассортимента любого супермаркета.
Во многом привыкание общества к фальсификату стало возможным из-за изменения отношения государства к самому явлению фальсификации пищевых продуктов: от стойкого неприятия (в начале нулевых) до нейтрального (двадцатые годы). Изменение отношения к фальсификату четко прослеживается и в законодательных актах, которые принимались в «нулевые» и «двадцатые» годы.
Так, 02.01.2000 г. был принят закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно которому фальсифицированными пищевыми продуктами являются пищевые продукты, «информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной». При этом реализация такой продукции запрещается.
А что мы видим сегодня в ФЗ №248 от 31.07.2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»? Вместо эффективного надзора – всевозможные ограничения на проверки, вместо штрафов – предостережения, среди индикаторов риска больше нет недостоверной маркировки пищевой продукции, а саму фальсификацию пищевых продуктов прокуратура, которая теперь согласовывает все проверки, больше не считает опасным деянием, представляющим угрозу жизни и здоровью граждан.
«Общественный контроль» призывает городские власти обратить пристальное внимание на наличие фальсификата на полках и принять исчерпывающие меры по его удалению. В городе, пережившим блокаду, где особое трепетное отношение к продуктам питания, должна быть принята политика нулевой терпимости к любому пищевому фальсификату.
В Петербурге и Ленинградской области отлично развита пищевая промышленность, Ленобласть является лидером в России по производству яйца, занимает 1 место по молочной продуктивности. Петербург - крупнейший порт России. В Ленинградской области находится порт в Усть-Луге - третий по величине в стране. Город и область вполне могут обеспечить себя качественными пищевыми продуктами, отказавшись полностью от фальсификата.
Только при полном отказе от фальсификата Россия сможет стать страной со знаком качества.











