Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

ОБЪЯВЛЕН ЛАУРЕАТ АНТИПРЕМИИ «ФАЛЬШИВЫЙ РУБЛЬ» 2015 года

23 декабря в информационном агентстве «ИНТЕРФАКС-СВЕРО-ЗАПАД» впервые был объявлен лауреат антипремии «ФАЛЬШИВЫЙ РУБЛЬ», которая теперь будет присуждаться «ОБЩЕСТВЕННЫМ КОНТРОЛЕМ» ежегодно за самую наглую фальсификацию пищевого продукта, представленного на потребительском рынке Санкт-Петербурга. Обладателем «ФАЛЬШИВОГО РУБЛЯ» уходящего года стала торговая марка фальсифицированных молочных продуктов «БИДОНЧИК» из Рязанской области.

 

4

Основанием для выбора именно этой торговой марки в качестве лауреата антипремии «ФАЛЬШИВЫЙ РУБЛЬ» стали многочисленные жалобы потребителей на продукцию ООО «Тырновский молочный завод» (Рязанская область), поступавшие в Санкт-Петербургскую общественную организацию потребителей «Общественный контроль» в 2015 году.

Обращения поступали как от петербуржцев, так и от жителей других регионов страны. Так, Ольга Орлова из Ярославля приобрела молоко «БИДОНЧИК» в своем городе и дала его своему годовалому ребенку. Употребление порции разбавленной водой растительно-жировой смеси, основу которой составляет пальмовое масло,  вызвало у малыша аллергический отек. «Написала на сайт Роспотребнадзора – тишина! Ребенку только второй годик, и его врачи спасли, но я этого так не оставлю. Дрянь до сих пор на полках и прекрасно себя там чувствует!» – сообщила пострадавшая.

«Общественный контроль» решил закупить образцы молока и кефира ТМ «БИДОНЧИК» в торговой сети «Семишагофф» и сдать на экспертизу в ФБУ «Тест-С.-Петербург».

5

Оказалось, что  оба образца (цена молока - 27 руб. 90 коп. за 900 мл., кефира – 35 руб. 90 коп. за 900 мл.) полностью состояли из растительных жиров, а молочный жир вообще не был обнаружен! В протоколе испытаний на «молоко» отмечено, что вкус и запах – нехарактерные для молока, массовая доля белка и жира не соответствует требованиям ГОСТ Р 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия». Вывод по «кефиру» аналогичный: молочный жир не обнаружен, жировая фаза продукта содержит жиры немолочного происхождения, вкус и запах несвойственные кефиру, вкус кислый, массовая доля белка и жира не соответствует требованиям ГОСТ Р 31454-2012 «Кефир. Технические условия».

6

Поддельные молочные продукты из Рязанской области до сих пор продаются в сети «Семишагофф». «Грубый и наглый обман потребителей, сопряженный с причинением вреда здоровью – достаточное основание для присвоения в этом году антипремии «ФАЛЬШИВЫЙ РУБЛЬ» торговой марке «БИДОНЧИК», - говорит Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»,.

По словам организатора антипремии, ее название было придумано, как адекватный ответ жуликам от продовольственного рынка: «Недобросовестные изготовители продают нам фальшивые товары, а мы, потребители, платим им за это фальшивыми рублями», - говорит руководитель «Общественного контроля». Антипремия, изготовленная из фанеры в виде огромного деревянного рубля с выгравированным названием изготовителя поддельной молочной продукции, по словам активистов, будет отправлена почтой в Рязанскую область в качестве новогоднего подарка.

Всеволод Вишневецкий, также рассказал, что в 2015 г. общественной организацией  «Общественный контроль» в лабораториях Санкт-Петербурга было проверено 260 единиц пищевых продуктов, 50% из которых не соответствовали требованиям Технических регламентов Таможенного союза.

«За последний год мы отметили рост фальсификации пищевых продуктов. Причем, если раньше подделывали, в основном, премиальные продукты, например, сыры, то теперь вовсю подделывают такие базовые продукты питания, входящие в основу потребительской корзины, как молоко, кефир, творог, сливочное масло», - сообщил Вишневецкий.

Лидеры несоответствия ГОСТам и Техническим регламентам: пельмени (70%), мясные консервы (70%), творог (60%, из них 20% - фальсификат), сливочное масло (60% образцов, из них половина - фальсификат), колбаса вареная (50% образцов), сосиски (40%), мягкие сыры (30%), молоко питьевое (20%), сгущенное молоко (20%), сметана (50%, из них почти половина фальсификат), мороженое (20%). Несоответствие по показателям безопасности: салаты (100%), кремовые кондитерские изделия – (80%).

Салаты. Во всех образцах, проверенных лабораторией ФБУ «Тест-С.-Петербург», были обнаружены бактерии группы кишечных палочек. В весовом салате «Северный» гипермаркета «ОКЕЙ» кроме палочки еще был найден и стафилококк. Самый негативный результат - по весовому салату «ОКЕЙ»: рыба с костями; оливки и зелень, заявленные в составе, отсутствуют. При этом цена - 370 руб. за килограмм.

Пирожные. 80% не соответствуют нормативным документам по показателям безопасности (в 80% образцов обнаружены бактерии группы кишечных палочек).

Колбасы и сосиски. В составе половины проверенных образцов вареных колбас и сосисок обнаружен крахмал и ферментированный рис. Торговые марки, вводящие потребителей в заблуждение, – «Великолукский мясокомбинат», «Кронштадтский», «Анком», «Фабрика-кухня «Ладога», «Петербурженка».

Овощные консервы. Не соответствие по массе нетто выявлено в томатах  ТМ «Огородников» и огурцах ТМ «Тихвинский уезд».

Особую тревогу вызывает фальсификация питьевого пастеризованного молока, которая достигается разными способами. Первый способ - использование растительных жиров. Причем, в некоторых случаях они замещают молочный жир на 100%. Яркий пример – ТМ «БИДОНЧИК» (ООО «Тырновский молочный завод», Рязанская область).  Второй способ: разбавление сухого молока водой в пропорциях, намного превышающих нормативные требования (ТМ «Народное», ООО «Рыбновский молочный завод»).

7

«Западные санкции и введенное в ответ эмбарго вызвали увеличение фальсификата на продовольственном рынке. Рост связан как с дефицитом продовольственного сырья, так и с падением покупательской способностью населения. Недобросовестный бизнес воспользовался этим и стал насыщать полки магазинов поддельными продуктами», - говорит Всеволод Вишневецкий.

Несмотря на громкие заявления высоких чиновников о необходимости борьбы с фальсификатом, на деле государство поощряет недобросовестных производителей заваливать полки подделками, предоставляя им возможность беспрепятственно заниматься производственной деятельностью, работать с федеральными и местными торговыми сетями, уходить от ответственности при проведении проверок.

Так, несмотря на отмену с 23 января обязательного уведомления при проведении внеплановых проверок, де факто уведомление осталось, поскольку Роспотребнадзор обязан проводить проверку только в присутствии уполномоченного лица проверяемого объекта. В противном случае проверка будет недействительной, а прокуратура может привлечь представителя Роспотребнадзора к административной ответственности за превышение полномочий.

Сегодня фальсификаторы не бояться ни государства, ни рядовых потребителей, ни общественные организации по защите прав потребителей. Потому что у них есть мощный союзник – торговые сети, которые зарабатывают большую маржу на реализации поддельных товаров. Одним их весомых инструментов борьбы с фальсификаторами являются СМИ. Чем чаще и громче СМИ будут называть имена фальсификаторов и торговых сетей, которые им заказывают фальсификат, тем больше потребителей будет отказываться от покупки фальсификата, а торговые сети, заботясь о своей репутации, будут вынуждены искать новых поставщиков. Однако многие СМИ, плохо зная положения закона «О защите прав потребителей», бояться вслух называть имена бракоделов, опасаясь судебных последствий. Однако статья 45 дает право общественным объединениям публиковать результаты независимых экспертиз и это не является рекламой. Так написано в законе. Поэтому, уважаемые СМИ, не стесняйтесь называть имена бракоделов и их партнеров по реализации, если информация предоставлена общественными организациями потребителей на основе протоколов испытаний, выданных аккредитованными в системе ГОСТ Р испытательными лабораториями.