В этом вам поможет «Школа грамотного потребителя»
6 февраля специалисты Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу и Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» провели обучающий семинар для петербуржцев, желающих стать грамотными потребителями. Горожанам рассказали, как правильно и эффективно отстаивать свои права и осуществлять общественный контроль в рамках действующего законодательства. В обучении приняли участие около сорока петербуржцев.
Права потребителей, по данным исследований, нарушаются чаще других. И вряд ли можно найти сегодня человека, чьи права потребителя никогда не ущемлялись – в магазине, медицинском центре, автосалоне, химчистке, салоне красоты, на отдыхе, при заказе мебели, оформлении кредита и т. д. и т. п. Как правило, многие граждане становятся жертвой обмана за счет мошеннических действий недобросовестных предпринимателей, но нередко терпят убытки также из-за незнания элементарных норм законодательства, низкой потребительской грамотности, излишней торопливости и доверчивости. К сожалению, в особой зоне риска находятся социально уязвимые, малообеспеченные слои населения, пожилые люди, которые порой готовы отдать последнее, чтобы получить надежду на выздоровление от таблеток-пустышек или лжетерапевтических сеансов.
Одной из главных задач «Школы грамотного потребителя», созданной «Общественным контролем» в прошлом году, как раз и является просвещение потребителей, обучение их знаниям и навыкам по самостоятельной защите своих нарушенных прав. Первые занятие в школе состоялись в декабре прошлого года на базе Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, а в этом году к инициативе общественников подключилось и городское Управление.
Открывая обучающий семинар, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу Галина Герцева рассказала, что в последние три года подавляющее число жалоб поступает на некачественно оказанные услуги – около 60%. На втором месте – жалобы на непродовольственные товары – 25%; на последнем – пищевые продукты – не более 15% всех обращений.
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Галина Иванова сделала акцент на защите прав потребителей в сфере платных медицинских услуг. Она предупредила слушателей о распространенных мошеннических схемах, когда под видом оказания бесплатной медицинской помощи потребителю навязывают платную, да еще обманным путем предлагают заключить «кредитный» договор. Доверчивые потребители, польстившись на «бесплатные» процедуры, потом не знают, как его расторгнуть. А сделать это непросто даже в суде. Ведь подпись под договором поставил сам потребитель! «Отправляясь в медицинский центр на рекламную акцию, не берите с собой паспорт – так вы хоть застрахуете себя от подписания различных анкет и документов, которые на практике оказываются кабальными кредитными договорами!» – посоветовала слушателям Галина Иванова.
Также, согласно Правилам оказания платных медицинских услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1006 от 4 октября 2012 г., потребитель имеет право потребовать у медицинского центра копию учредительных документов, получить информацию о квалификации того или иного врача. На каждый вид деятельности медицинское учреждение обязано иметь лицензию, которая выдается Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга. А если потребителя не устроило качество оказания платной медицинской помощи, он может обратиться с жалобой в Управление Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Всеволод Вишневецкий, председатель СПб ООП «Общественный контроль», призвал слушателей стать активными потребителями и рассказал, как в рамках действующего законодательства осуществлять функции общественного контроля: «Если ваши права оказались нарушены или вы столкнулись с несоблюдением требований законодательства в местах реализации товаров или оказания услуг, немедленно требуйте у продавца или предпринимателя книгу отзывов и предложений («жалобная» книга) и составьте обращение по факту выявленного нарушения. Если вам отказывают в предоставлении «жалобной» книги, напишите обращение на бумаге в двух экземплярах, потребуйте на вашей копии поставить отметку о принятии заявления. Игнорируют и это ваше требование? Тогда идите на почту и отправьте жалобу заказным письмом с описью вложения. По закону срок ответа на жалобу потребителя – 10 дней. Если ответа нет или он поступил, но вы с ним не согласны, составьте обращение в Роспотребнадзор с целью возбуждения внеплановой проверки в отношении незаконопослушного продавца. К заявлению в Роспотребнадзор вы должны приложить доказательства первичного обращения к нарушителю ваших прав: фото страницы «жалобной» книги с вашим заявлением или копию претензии продавцу с его отметкой о принятии (либо почтовую квитанцию и опись вложения, подтверждающие факт отправки жалобы), а также фото выявленного нарушения. Не забудьте сообщить надзорному органу полное наименование юридического лица, его адрес, ИНН. Эту информацию можно взять либо на информационном стенде в магазине, либо из кассового чека».
Юристы «Общественного контроля» Артем Елдов и Михаил Филиппов рассказали слушателям о претензионном порядке обращений потребителей, а также о досудебном разрешении споров и преимуществах подачи исков в суды через общественные организации. Если потребитель, подав иск через общественную организацию, не рассчитал силы и проиграл процесс, по закону он не будет возмещать расходы, понесенные ответчиком. Но если потребитель подает иск самостоятельно и проигрывает дело, он будет вынужден компенсировать ответчику все судебные издержки.
Следующие занятия в «Школе грамотного потребителя» состоятся уже весной. Одной из тем станет защита прав потребителей в сфере электронной коммерции. Запись на обучение – на сайте www.spbkontrol.ru или по тел. 324-25-80, 324-27-98, 987-56-43.
Кирилл Орлов