Рабочий стол известного продюсера Александра Петровича Капицы устлан фотографиями актеров и актрис. С минуты на минуту начнутся кинопробы на роли в новом сериале. О чем он будет? Это мы, зрители, узнаем в свое время. Работа только начинается. Но определенно нас ждет новая увлекательная история, которая вновь притянет нас к экранам телевизоров на долгое время. Потому что все работы, продюсируемые Александром Капицей, – обязательно становятся «звездными».
– Александр Петрович, вас часто называют «отцом» отечественного сериала. Как вы им стали?
– Это было в 1995 году. Киностудия «Ленфильм» угасала, на ней не снимался ни один фильм. Множество замечательных питерских актеров сидело без работы. В простое были и режиссеры, операторы… Большое пленочное кино тихо умирало. Отечественных телесериалов не было вообще. Они пропали вместе с «Семнадцатью мгновениями» и «Тенями, исчезающими в полдень». Вот тогда и возникла идея снять какие-то телеистории по мотивам российских авторов. Такие, чтобы их было смотреть интересно, легко – без сложной психологической нагрузки.
– И в руки вам попался именно «милицейский» роман Андрея Кивинова?
– Он привлек интригой, легкостью изложения, юмором и отсутствием сквозного сюжета – истории понятны с любой серии. Когда мы отсняли первые восемь серий, оказалось, что они никому не нужны. Тогда, в 1995 году, ими не заинтересовался ни один телеканал: все они были загружены латиноамериканскими сериалами. Тогда же шла и бесконечная «Санта-Барбара» (которую, кстати, мы же и привезли из Штатов). Только через два года, уже в 97-м, нам пошли навстречу руководители ТНТ и НТВ, которые помогли восстановить отснятые серии и продолжить работу. И буквально через полгода после премьеры нашего сериала на ОРТ мы получили два ТЭФИ: за лучший сериал и лучший проект года. А «Ленфильму» из Москвы заказали еще девять сериалов.
– То есть творческая конкуренция с зарубежным «мылом» на российском рынке завершилась победой петербуржцев…
– Сегодня нас догнать, думаю, невозможно. По сериальному объему нас пока не превзошел никто: снимаем уже 121-ю серию «Улиц разбитых фонарей». За эти годы сделали еще 36 серий «Агента национальной безопасности» и 52 серии «Черного ворона». За нами потянулись и другие студии: в Питере начали снимать «Золушку», в Москве – «Каменскую»... В параллель нам москвичи запустили «Убойную силу». Но первыми были «Менты».
– Обычно случается, что в погоне за количеством страдает качество. Как вам удается постоянно удерживать высокую планку?
– Если сравнивать нашу работу с производством тех же латиноамериканских сериалов, разница будет колоссальная. Там они «отстреливают» по две серии в день, мы же снимаем очень тщательно, силами профессиональными, ленфильмовскими. На каждом этапе – над сценарием, оформлением, актерскими ролями, всеми техническими вопросами – работают только высокопрофессиональные специалисты, многие из которых вышли из старой советской школы кино. С 1998 года мы модернизировались технически, приобретя современные цифровые камеры. Сама технология производства у нас не телевизионная, а более трудоемкая «киношная», с полным озвучанием. Поэтому я считаю, что качество у нас очень высокое.
– Тем не менее на западный рынок российский интеллектуальный продукт пробивается еще с трудом?
– Считаю, что здесь все дело в слабой рекламе, слабом маркетинге. Мы еще не умеем продавать. И совсем не в качестве здесь дело: тот же «Детектив Нэш Бриджес» – продукция, технически аналогичная нашей. А по результатам исследований английской компании «BBC» оказалось, что тема российской жизни гораздо интереснее для западного зрителя, чем латиноамериканской (где также наблюдался бум этих сериалов): она многогранней, непредсказуемей. Причем во всех аспектах: и в культурном, и в криминальном, и в бытовом. Поэтому сериалы на российские темы пользовались бы у них успехом. Но для продвижения кинопродукции на западный рынок необходимы большие финансовые вложения. Полноценный качественный сериал стоит сегодня порядка 60 тыс. долларов.
Телесказка вопреки!
– Сегодня отрасль отечественного телесериала набрала силу. А что ожидает ее в перспективе, на ваш взгляд?
– Наш первый сериал имел громадную гуманитарную функцию. Мы сохранили для зрителя лучшие питерские ресурсы актеров, режиссеров, производственно-творческого звена, которые были тогда безработными. Начало нашего сериала снимали лучшие режиссеры Петербурга: лауреаты всевозможных премий кино Александр Рогожкин и Владимир Бортко и другие. Актеры – молодые и талантливые – на работе в «Ментах» сделали себе имя. Ну а если смотреть в будущее, то уникальность жанра телесериала в том, что он может оперативно реагировать на любые события, происходящие в политической, культурной – да любой сфере нашей жизни. Например, убили в Питере Михаила Маневича – тут же эта тема нашла свое отражение в «Агенте национальной безопасности». Отсняли в бане прокурора – и на это мы тут же отреагировали. Телесериал – очень мобилен. В умелых и грамотных руках он может стать мощнейшим идейным рупором.
– Вы считаете, телесериалам нужна идейность?
– Обязательно нужна. Ведь в нашем государстве, по-моему, до сих пор отсутствует и идеология, и мораль. Мы валим все в одну кучу, путая понятия свободы и ответственности. К сожалению, нередко и кинематографисты, и журналисты выплескивают своим зрителям и читателям все, что придет им в дурную или пьяную голову, не задумываясь: для чего? Если говоришь – надо знать, зачем говоришь.
Поэтому в нашем телесериале есть и идеология, и мораль. В «Ментах» мы рассказываем эдакую сказочку о милиции – такой, какой нам всем хотелось бы ее видеть. В реальной жизни все не так, к сожалению, как в кино. И в жизни реальной я «ментов» не люблю. Сколько фактов на моей памяти и из прессы, и из личного опыта – о ее коррумпированности, несправедливости. Только одних режиссеров могу назвать немалое количество, которые, пострадав, не нашли защиты у милиции: Герман, Сокуров…
– Тем не менее и для многих молодых представителей органов правопорядка герои «Ментов» стали вроде коллег по цеху, которым они стремятся подражать.
– Все дело в том, что рядовые милиционеры и сами очень хотели бы походить на героев «Ментов». Но сегодня это – невозможно. Ведь наши герои успешно действуют не благодаря мощному криминальному отделу, транспорту, оружию, мудрым начальникам, как действовали знаменитые в прошлом сериальные «знатоки». Действуют они вопреки отсутствию удобных помещений, оборудования, транспорта, оружия и, самое главное, – вопреки отсутствию законов, которые могли бы карать виновных и оправдывать невинных. Но немалая роль сериала и в том, что увеличилось количество молодежи, желающей обрести эту профессию…
– Это та молодежь, которая на рожденном вами романтическом порыве вашу сказку сделает былью?
– Постарается, я надеюсь. Может, зерна справедливости и мудрости мы все же заложили сегодня – в молодых, а завтра – будущих руководителей.
– А что вы сами смотрите по телеку в свободное время?
– У меня стоит «тарелка» на 46 каналов. Только вот смотреть их практически времени нет. Каждый сценарий приходится читать минимум по три раза. А многие нужно еще дорабатывать: у нас нет сценарного запаса, мы работаем «с колес». К нашему телевидению я отношусь лояльно, за исключением некоторых передач, которых не приемлю. Не буду называть, чтобы не обижать ведущих…
Жизнь наполнена, и значит – качественна!
– Александр Петрович, а не надоела ли вам за столько лет и серий тема «ментов»?
– А сказки не надоедают. К тому же у нас в разработке и другие темы. Собираемся снимать очень интересный сериал о серебряном веке – Блоке, Цветаевой, Гумилеве, Мейерхольде… Сейчас готовим сценарий, подбираем актеров…
– Это к нему на пробы актеров вы сейчас убегаете?
– Нет, сейчас мы начинаем работу еще над одним четырехсерийным фильмецом-мелодрамой по замечательному сценарию автора из Петрозаводска Дмитрия Вересова (не путать с тем, что написал «Черного ворона»!). Там будут красивые женщины, красивые мужчины и, конечно, любовь. Есть рабочее название «Повторение пройденного», в прокате, может, будет другое.
– Александр Петрович, вы можете сказать про себя, что вы живете – качественно?
– Да, я живу качественно! Мне, очевидно, повезло, потому что я очень люблю свою работу. Хотя труд тоже достаточно каторжный – в отпуске не был с 1995 года! Снимаем от зари до зари. Но я чувствую, что мои усилия нужны и востребованы. А когда жизнь наполнена – она качественна!
Беседовала Алла ФЕСЕНКО
Фото автора