Наш гость – Александр Леонидович Каравайчик – уже много лет руководит городской ветеринарной лабораторией. Именно там следят за тем, чтобы на наш с вами стол не попала некачественная продукция. Для этого в лаборатории проводят санитарную, химико-токсикологическую и радиологическую экспертизу продукции, вызывающей подозрения специалистов.
Зов предков
– Александр Леонидович, как получилось, что вы стали ветеринарным врачом?
– Мне не пришлось долго выбирать. Мой отец, дед и прадед были ветеринарными врачами, поэтому для меня было очевидным, что эта профессия и моя тоже. Я закончил факультет ветеринарии в техникуме, потом отслужил в армии и уже после того поступил и окончил Ленинградский ветеринарный институт.
– Ваши дети продолжают династию?
– Да. Мой сын – студент третьего курса Санкт-Петербургской Ветеринарной академии.
– А если бы вам чудесным образом представилась возможность вернуться назад лет на двадцать и снова выбирать профессию, какую бы вы выбрали сейчас?
– Я снова пошел бы учиться на ветеринара.
Любишь поесть, люби и в магазин ходить
– Александр Леонидович, вы помните, когда впервые вы самостоятельно отправились за покупками?
– Это было в деревне, где я жил в детстве. Мне было лет десять, когда бабушка впервые послала меня в магазин. В доме кончился хлеб. Большой радости это поручение у меня не вызвало. Гонять с мальчишками в футбол было куда интереснее.
– С таким же «энтузиазмом» вы ходите в магазины и по сей день?
– Так и есть. Для меня посещение магазинов по-прежнему остается вынужденной необходимостью. В основном, покупками занимается жена, я присоединяюсь к ней, когда мы делаем большие закупки. Но всегда и во всем можно найти положительные стороны. Так и я себя утешаю тем, что поход в магазин – это полезная разминка. Ведь целыми днями сидишь, а хождение вдоль торговых стеллажей с тележкой – все-таки движение.
– А где, в основном, вы покупаете продовольственные товары?
– В «Ленте». Это очень удобно. Покупаешь сразу все, и к тому же дешевле, чем во многих других магазинах. Каждодневные покупки делаем в «Пятерочке», она ближе к дому.
– Как в целом вы оцениваете питерскую торговлю?
– Бесспорно, она стала более цивилизованной. Я помню, в детстве меня каждое лето привозили в Ленинград, чтобы показать его музеи и дворцы. Город был для меня средоточием культуры. Каким же было мое удивление, когда уже взрослым, после армии, я приехал в Ленинград, зашел в какой-то магазин и услышал от продавщицы отборный мат. Вот вам и культурная столица! Коренные ленинградцы открещиваются, говорят, бескультурье иногородние понавезли. Всегда ли это так? Не уверен… Но как бы то ни было, сейчас многое изменилось. В магазине чаще сталкиваешься с обходительностью, чем с грубостью. Это радует.
– Вы – придирчивый покупатель?
– Нет. У меня не хватает терпения долго выбирать, прицениваться. Если мне что-то понравилось, беру без «мучительных колебаний».
– И даже нет разницы: российская продукция или импортная? А как же поддержка отечественного предпринимателя?
– Эта идея мне тоже близка. Я не считаю, что «импортное» непременно значит «добротно», и мне всегда приятно покупать питерскую продукцию. Например, отечественные продукты питания вполне достойного качества.
Пусть опыты на себе ставят другие
– Как вы относитесь к продуктам питания, содержащим генетически модифицированные источники?
– К ним я отношусь очень настороженно. Использование модифицированного сырья – еще совсем неисследованная область, и неизвестно, что и когда из этого может получиться. На себе эксперименты ставить не хочется. Если я вижу на этикетке упоминание в составе продукта сои, то не возьму его. Однако проблема в том, что потребителя не всегда честно информируют об ингредиентах. Мы с вами можем и не узнать о том, что в выбранном продукте содержатся генетически модифицированные источники.
– А если перед вами будет выбор: купить продукцию, изготовленную по ГОСТу или по ТУ, какую вы предпочтете?
– Выберу ту, что изготовлена по ГОСТу. Это, наверное, скорее дело привычки, потому что даже ссылка на ГОСТ не служит сегодня гарантом качества. Взять, к примеру, мою любимую «Краковскую» колбасу. И двадцать лет назад, и сейчас она изготавливается по одному и тому же ГОСТу, а вкус-то другой. В чем дело? В том, что, как я уже говорил, нам, потребителям, производитель не дает полной информации о продукте. Так, например, не пишется, какое использовано мясное сырье: замороженное или просто охлажденное. А это существенно влияет на вкус.
Я не против новых ТУ, но, разрабатывая новый продукт, пусть не называют его старым именем. У нас сливочным маслом называют продукт, изготовленный как из натурального молока, так и из порошкового. А разве получается одно и то же?
В США существует закон, четко регулирующий эти вопросы, защита наших потребительских прав пока еще не на должном уровне.
– Как вы считаете, продукция может быть качественной и дешевой одновременно?
– Я думаю, что это возможно при грамотной организации бизнеса. Возьмем, к примеру, птицефабрики. Если бы они выращивали сами корма, а не закупали дорогие импортные, то и цены на мясо птицы были бы ниже. Это я и называю грамотным ведением дела. А вообще, хотя бы на первых порах нужны государственные дотации.
Потребители всех стран, защищайтесь!
– Кто, на ваш взгляд, должен защищать права потребителей: государство, общественные организации потребителей, какие-нибудь другие структуры?
– Я считаю, что прежде всего этим должно заниматься государство, а у нас все отдано на откуп предпринимателям, которые к тому же не всегда честно ведут свой бизнес. Сейчас повсюду множество малых фирм. В Петербурге, к примеру, в каждом районе города в среднем по 20–30 перерабатывающих предприятий. За всеми ними должен уследить один государственный инспектор (районный ветеринарный врач). Это реально? Конечно, нет. Без конца вводятся новые законы, положения, у инспекторов много бумажной работы. В то же время постоянно расширять штат ветврачей также нецелесообразно.
Россиянину – российское
– По-вашему, какие непродовольственные отечественные товары сохранили свое традиционно высокое качество? Что вы приобрели за последнее время?
– Мы с женой купили телевизор марки «Горизонт». Отличное, четкое изображение, сочные краски. Кроме того, я всегда покупаю наши отечественные костюмы петербургской фабрики ФОСП. Свою испытательную лабораторию мы также стараемся оснащать российским оборудованием и химическими реактивами. Работать с отечественными фирмами проще в плане гарантийного и профилактического обслуживания. Иностранных поставщиков потом разыскивай…
– Кстати, о вашей лаборатории. Что служит сигналом к тому, чтобы вы проверили ту или иную продукцию?
– Сигналы к нам поступают от районных ветеринарных врачей, которые, как я уже говорил, работают непосредственно с предприятиями. Если возникает сомнение в качестве или безопасности той или иной продукции, ветврачи вызывают нас. Сотрудники лаборатории выезжают на предприятие и в присутствии представителей фирмы отбирают пробы для проведения их анализа в лабораторных условиях. Если в итоге мы получим положительный результат, то незамедлительно шлем телефонограммы в Управление ветеринарии и городскую ветеринарную станцию, чтобы те в свою очередь приняли меры в отношении фирм–поставщиков или производителей некачественной продукции.
– Какие проблемы на потребительском рынке, по-вашему, надо решать в первую очередь?
– Проблему фальсификации продукции.
Не работой единой…
– Работа – работой, а отдых по расписанию? Чем вы любите заниматься в свободное время?
– Для меня любимый отдых – с удочкой в руках. Это неудивительно, ведь я вырос в деревне и поэтому для меня шелест листвы намного приятнее городского шума. Рыбалка и грибы – что может быть интереснее летом? А зимой я тоже рыбачу на Финском заливе. Лед и холод – не помеха для заядлого рыбака.
– Наверное, у вас есть свои фирменные блюда из собственноручно выловленной рыбы?
– О, нет! Готовить рыбу – это не по моей части. Этим занимается жена. Мне нравится сам процесс рыбной ловли. Результат – что из этой рыбы получится – для меня не столь уже важен.
– Значит, вы получаете удовольствие, вытаскивая рыбку из воды, а жена потом сама возись с чешуей?
– Ну, почему же? Я помогу, если меня попросят.
– Все мы: инспекторы, производители, покупатели – прежде всего простые люди, и поэтому всем хочется пожелать здоровья, благополучия и удачи во всем.
Алиса Савельева