Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Алла Баянова: «Я желаю великому городу, чтобы он всегда был в любящих руках»

О ее жизни написаны книги, и флер загадочности, романтического ореола и ностальгии по началу прошлого века, времени Вертинского и Лещенко, освещает ее жизнь,  волнует и нас. И нет смысла акцентировать в этом случае внимание на ее возрасте: мы и сейчас видим на сцене певицу, которая взяла на себя миссию возрождения забытого когда-то пласта нашей отечественной культуры, а точнее – русской и цыганской песни и романса. Когда она выходит на сцену с неповторимым блеском глаз и лучезарной улыбкой, зал взрывается громом аплодисментов… Речь идет, конечно же, о легендарной королеве ретро Алле Баяновой, с которой посчастливилось встретиться корреспонденту «ПК» сразу после ее недавнего концерта в Санкт-Петербурге.

Алла Николаевна Баянова родилась в Кишиневе в семье артистов. Ее отец был оперным певцом, мать – танцовщицей. С раннего детства девочку влекла и очаровывала сцена, и она вышла на нее еще ребенком, сначала с отцом, потом – самостоятельно. Как известно, в Париже юную Аллу заметил ярко звучавший тогда Вертинский и пригласил ее работать с ним в ресторане. Они гастролировали в странах Ближнего Востока, на Балканах, в странах Западной Европы. В Бейруте Алла познакомилась с Петром Лещенко, в дальнейшем работала с ним. После присоединения Бессарабии к Румынии семья Баяновых оказалась за границей, в вынужденной эмиграции. Сколько исторических событий, ломающих людские судьбы, прошло перед ее глазами! Сколько драматических ситуаций она наблюдала и переживала!

И самой страшной из них оказалась потеря связи с Россией, куда она мечтала вернуться долгие и долгие годы… Советское гражданство было предоставлено Баяновой только в 1989 году. Сейчас она живет и работает в Москве. Народная артистка, она по-прежнему радует нас своим зажигательным и ярким репертуаром: цыганские таборные песни, романсы русских композиторов, произведения русской и зарубежной эстрадной музыки. Судьба наградила ее и прекрасной внешностью, и природными сценическими данными, но она по-прежнему стремится к совершенствованию.

Как выяснилось в беседе с корреспондентом «ПК», помимо перечисленных достоинств, Алла Николаевна еще и умный, интересный, словно вслух размышляющий собеседник…

И Вертинский пел в ресторане

– Алла Николаевна, ваша судьба переплеталась с судьбами таких людей, как Вертинский и Лещенко. Какой след они оставили в вашей жизни и творчестве? – Огромный! Кстати, несколько лет назад сорокалетию ухода из жизни Александра Николаевича Вертинского наши пресса, телевидение и радио не посвятили ни строчки, ни передачи... Я глубоко обожала и любила этого человека, следила за его творчеством и жизнью. Познакомилась с ним, будучи тринадцатилетней девчонкой. Потом отец увез меня, мы мытарствовали. И я потеряла из виду Александра Николаевича. И уже позже я до конца осмыслила, насколько талантлив и масштабен был этот человек, как он боролся за свое божественное искусство, которое оценила русская интеллигенция. Один поэт прислал мне стихи, и так родилась песня, посвященная Вертинскому: «Когда-то перед миром вы предстали». На своих концертах я всегда стремлюсь отдать дань уважения этому человеку.

– Осмелюсь предположить, что для вас, формулируя в ключе нашей тематики, творчество Вертинского является неким эталоном качества песенного искусства?
– Безусловно.

– А что вы отрицаете в сегодняшнем песенном искусстве?
– Песня – это гармония. Она должна поднимать лучшее в душе человека. А в большинстве нынешних песен я ничего не понимаю. Тексты их приводят в недоумение, да и само исполнение тоже нередко пугает…

– Могли бы вы все-таки назвать имена исполнителей, которые продолжают лучшие традиции нашего эстрадного искусства?
– Хочу быть и тут честной. Пожалуй, выделяется Юлиан. Моей любовью всегда была Алла Пугачева, которая несет на своих плечах Россию (имею в виду – в плане песенном). Вот ее «Три счастливых дня» – это же бесподобно! Она замечательно умеет петь лирическую песню. Но, к сожалению, она вдруг пошла по другому пути. Да и одеваться ей надо, мне кажется, немного иначе… Славненькая Анастасия…

– Что вы скажете о культуре сценического исполнения эстрадных певцов?
– Это просто ушло. Вчерашний день. Не могу понять, например, Валеру Леонтьева, который взял «Вечерний звон», нашу замечательную классику, и прыгает, скачет на сцене под эту святую мелодию. Кондрашка может хватить. Так нельзя! И эта его женская обнаженность. Стриптиз… Зачем? Он же красивый человек. В красивом костюме он бы выглядел лучше.

– А как вы относитесь к музыкантам и певцам, которые идут работать в ресторан?
– Отношусь тепло. К тому же и Вертинский, и Петя Лещенко, и я – мы все пели в ресторанах. И нас замечательно слушали! В Париже, Бухаресте…

Сейчас большой выбор товаров и продуктов

– Алла Николаевна, вы живете в Москве, а это в наше время непросто. Вы сами занимаетесь хозяйством, ходите в магазины?
– У меня квартира на Арбате, где я живу с семьей – всего семь душ. Это я, две собаки, три кошки и моя Римма Павловна, которая и поворчит, и поучит меня. Но это – истинный друг. Все заботы о нашем быте она взяла на себя. Она и за животными ухаживает, и за домом следит, и в магазины ходит, и расходы контролирует. Сейчас большой выбор товаров и продуктов, и она четко знает, что мне нравится, а что нет. Да и питомцы у нас привередливые – лишь бы что есть не станут. И готовит она отменно.

– А вы сами на досуге любите заниматься кухней, сотворением еды?
– Люблю. Я долго жила в голодном крае Чаушеску и знаю, что такое голод. Но готовить умею и все-таки люблю! Особенно при нынешнем изобилии. Хочется иногда удивить друзей и близких.

– А коронное блюдо у вас есть? Если да, то не могли бы вы поведать его рецепт нашим читателям?
– Есть. Называется «аливанка». Рецепт такой: берем полкилограмма кукурузной муки, столько же творогу, два яйца, три-четыре ложки масла, две полные ложки сметаны, соль – по вкусу, замешиваете все, намазываете маслом противень, выкладываете на него массу. Как только она зарумянится – со сметаной на стол! Вкусно – слюна вожжой!

– Алла Николаевна, вы такой красивый человек. Что, помимо вашей семьи, придает вам силы в жизни и творчестве?
– Меня все об этом спрашивают, а я не знаю. Есть люди медлительные, ленивые. Я – другая. Я прожила трудную жизнь, много пережила там, на Западе. Но делаю и пою только то, что мне нравится. Может, в этом секрет… Волшебный, завораживающий город!

– С каким чувством вы приезжаете в наш город?
– Всегда с волненьем и большой радостью. Как-то мы были на гастролях в Берлине с моим любимым аккомпаниатором заслуженным артистом Михаилом Аптекманом. Выступления имели большой успех. И Миша мне говорит: «Ну что ж, Берлин взят!» Прошло какое-то время, и уже я говорю Аптекману: «Ты видишь, Петербург тоже взят!» Я всегда тоскую по этому городу, а петербургских зрителей люблю особо нежной любовью. Я не могу обижаться на москвичей, но Петербург – это моя особая любовь. В Москве у меня море приятелей, но таких друзей, как здесь, нет! Я долго уже живу с мыслью: продать квартиру на Арбате и переехать со всем своим семейством жить в зеленую зону Петербурга.

– Сейчас наш город живет в преддверии замечательной даты – 300-летия. Что вы скажете нашим читателям на прощанье по этому поводу?
– Если бы Петербург был окружен сотнями других прекрасных городов, его все равно нельзя было бы сравнить ни с одним из них. Ни с Парижем, ни с Римом, ни с Венецией. Петербург – это святая святых. Думаю, эту любовь мне передали родители. Я написала песню на стихи поэта Агнивцева «Санкт-Петербург». И пела ее. Я желаю этому великому городу, чтобы он был всегда в любящих руках. О нем надо очень заботиться, ухаживать за ним, принимать его сердцем. Именно так заботится о Москве Юрий Михайлович Лужков, который украшает город и думает о москвичах.

В Петербурге есть короткая улица – Пушкинская. Однажды я шла по ней полтора часа, останавливалась, смотрела на одно здание, второе, третье. Все восхищало! Ваши проекты, памятники, дворцы, набережные – это неповторимо! Волшебный, завораживающий город!

Маргарита Решетникова