По прогнозам чиновников, через семь лет половина россиян будет щеголять в нарядах с биркой «Сделано в России». Чтобы прогноз сбылся, по мнению экспертов, необходимо усилить господдержку легкой промышленности, а также переориентировать потребителей на выбор отечественных товаров. Ведь сегодня их объем на российском рынке не превышает всего 15%, а доля контрафакта составляет 50%.
Наследие СССР
После развала Советского Союза первым предприятием в России, получившим иностранные инвестиции (шведский капитал), стала петербургская «Первомайская Заря»». Сегодня оно носит название ОАО «Мэлон Фэшн Груп» и является одним из лидеров рынка модной одежды сегмента mass market. Всем известны бренды Befree, ZARINA, LOVE REPUBLIC. Под управлением компании находится 557 магазинов. Таким образом, Петербург стал первым городом в постсоветской России, где при поддержке иностранных инвестиций начали развиваться местные предприятия по пошиву модной одежды. Сегодня бывшая «первомайка» - одна из самых крупных и успешных компаний отрасли.
Лидеры отрасли
Согласно информации Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, сегодня легкая промышленность в городе представлена текстильным, швейным, обувным производствами, а также производством кожи и изделий из нее. В отрасли работают около 20 крупных и средних предприятий, такие как ОАО "БТК групп" (бывший «ФОСП»), ОАО "Прядильно-ниточный комбинат им. Кирова", ООО "РЭД ФОКС", ЗАО "Салют", ЗАО "НПО Специальных материалов». Однако по данным Союза производителей легкой промышленности Санкт-Петербурга, всего в отрасли работает около 2300 предприятий. Цифра кажется довольно оптимистичной.
Производство показывает рост
По итогам января-ноября 2013 года объем выпуска продукции легкой промышленности составил почти 22 млрд. рублей (это 1% от общего объема промышленного производства Санкт-Петербурга). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенно вырос выпуск текстильной и швейной продукции. Также наблюдается увеличение производства кожаных изделий.
Согласно предварительной оценке специалистов Комитета, в 2013 году петербургские предприятия легпрома выпустили продукции на 25 млрд. рублей, что в 1,9 раза больше, чем в предыдущем году.
Петербургская доля
По словам генерального директора Союза производителей легкой промышленности СПб Светланы Молчановой, продукция местных производителей одежды, обуви и текстиля на потребительском рынке Петербурга занимает почти 30%, еще 45% приходится на китайский ширпотреб и 25% остается для продукции белорусского и казахстанского производства, а также других российских фабрик.
Практически вся детская и молодежная одежда, которая сегодня продается в российских магазинах, шьется в Китае, Вьетнаме, Камбоджи и Индии. Отечественные производители не могут конкурировать с азиатами из-за разницы в объемах и цене производства. В Китае больше мощностей, а стоимость труда – ниже. Поэтому российские предприятия шьют, в основном, одежду для людей старше 35 лет.
Однако у отечественных компаний по сравнению с азиатскими есть и сильные стороны. Например, почти все пальто, продающееся в Северной столице, - местного производства, спецодежда для российских ведомственных структур, женская и мужская одежда больших размеров также производится местными предприятиями.
Особую роль занимает ОАО «БТК групп» - единственное предприятие в России, которое выполняет госзаказы на пошив спецодежды и обуви для армии, транспортных корпораций, силовых ведомств и других государственных органов власти, а также крупных промышленных предприятий.
Дефицит сырья
Развиваться текстильным и швейным предприятиям Санкт-Петербурга и России в целом мешает ряд проблем. Основные из них - отсутствие отечественного сырья, дороговизна производства, обилие контрафактной продукции, в основном, обуви, которая поступает, главным образом, из Китая и Индии.
Не менее остро стоит проблема сырья. Хлопок, как и натуральный шелк, в России не выращивается. В СССР хлопок поставляли Казахстан и Узбекистан. Сейчас он ввозится из Казахстана, Пакистана, Ирана и Индии. Шелк импортируется из Китая. Лен приходит, в основном, из Франции, Китая и Турции. В России сегодня эта культура выращивается в незначительных объемах.
Чтобы снизить себестоимость продукции, отечественные производители шьют одежду на фабриках за рубежом. В Санкт-Петербурге этой схемой пользуются 80% компаний.
Китай сдает позиции
Россияне носят одежду на 70% китайского производства. Однако специалисты прогнозируют, что ситуация скоро изменится.
Федеральные СМИ сообщают, что все больше международных компаний переводят свои производства из КНР в другие страны, в том числе в Восточную Европу, так как знаменитая дешевая рабочая сила в Китае заметно подорожала. Эксперты сходятся во мнении, что для развития российского легпрома наступил удобный момент. Нужно воспользоваться ситуацией и поддержать отечественных производителей. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. В частности, в российском правительстве всерьез задумались о развитии хлопководства. Есть планы по промышленному производству хлопка в Астраханской области.
Стратегия надежды
Шагом вперед также стало принятие Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Она должна увеличить долю российского легпрома на внутреннем рынке до 50%, что гарантирует создание новых рабочих мест, повышение средней заработной платы в отрасли, сведение доли контрафактной продукции к минимуму.
Союзом производителей легкой промышленности СПб разработана Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года для Северной столицы. Она предусматривает создание технопарка легкой промышленности, а также формирование кластера легкой промышленности.
- В условиях перехода страны на инновационные рельсы необходимо развитие промышленного производства швейных, текстильных, обувных и кожевенных изделий, а также фурнитуры в рамках федеральной Стратегии, - отмечает председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. - Сегодня есть возможность создать абсолютно новый бизнес, основанный на современном автоматизированном оборудовании с применением новых материалов, систем проектирования и моделирования, управления производством.
Надежда Горчева