Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Права пациентов защищены законом

Государственные услуги в сфере здравоохранения, несмотря на то что пациенты не платят за них в кассу поликлиники или больницы, находятся в сфере регулирования ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» и других нормативных актов. Ведь мы так или иначе оплачиваем свое лечение — если не прямо из кошелька, то путем налоговых вычетов через систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Сегодня «ПК» расскажет, как защитить свои права в случае некачественного  оказания медицинской услуги или незаконного взимания денег за лечение, гарантированное законом без дополнительной оплаты.

ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В БОЛЬНИЦУ...

Одна из проблем, с которыми сталкиваются граждане, попавшие в больницу, а также их родственники — незаконное взимание денег за лекарства и изделия медицинского назначения, которые должны предоставляться бесплатно по закону «Об обязательном медицинском страховании» в рамках государственных гарантий по системе ОМС. Защититься от подобных действий со стороны персонала клиники и вернуть затраченные на лечение средства можно, но только в том случае, если вы действительно заплатили за то, что вам были обязаны предоставить бесплатно, а не выбрали лучшие условия лечения по собственной инициативе.

Причин для изымания у пациентов денег может быть несколько, в том числе благородные. Например, врач знает, что есть гораздо более эффективные лекарства и изделия медицинского назначения, чем те, что закуплены в больницу согласно федеральному или городскому перечню. И он честно говорит об этом пациенту. Тот, разумеется, платит. Есть и другой вариант, когда доктор предлагает заплатить за импортные медикаменты, но при этом сообщает, что и наши неплохие. В этом случае врач просто использовал свои возможности предложить разные варианты, а пациент выбрал тот, который ему больше подходит. А вот третий вариант: медик уверяет, что отечественные препараты и изделия навредят пациенту, а не поправят его здоровье, поэтому нужно приобрести швейцарские или американские, да еще купить их в определенной фирме по определенному адресу. Это уже говорит о коррупционной связи врача с коммерческой структурой.

КОМУ ПОЖАЛОВАТЬСЯ?

— Жаловаться можно и нужно в несколько инстанций, но каждая по-своему отвечает за незаконные действия в медучреждениях, — рассказывает первый заместитель председатель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Владимир Жолобов. — Если вас обманом заставили заплатить, вы можете обратиться непосредственно к вышестоящим сотрудникам клиники. Допустим, дело происходит в приемном покое, куда гражданин поступил в экстренном порядке. В любое время суток в больнице есть дежурный врач — идите к нему или пусть это сделают ваши родственники. В рабочее время вы можете обратиться к завотделением, зам.главного врача или главному врачу не только очно, но и по телефону. В больницах должны быть указаны номера телефонов этих сотрудников в доступном для обзора месте, например на стене приемного покоя.

Следующая инстанция — Комитет по здравоохранению, где работает телефон горячей линии, причем круглосуточно. По словам Владимира Жолобова, обращения разбирает специально созданная комиссия сразу же после поступления жалобы, связываясь с лечебными учреждениями и выясняя суть конфликта. Если никакие разговоры с администрацией больницы не помогли, обращайтесь в страховую компанию с жалобой (лучше письменной) о незаконном взимании с вас денежных средств. Страховая компания обязана провести медико-кономическую экспертизу, которая поможет подтвердить незаконность получения денежных сумм со стороны больницы. Но медико-экономическая экспертиза эффективна, если деньги внесены не в карман, а через кассу и есть какие-либо документы о расходах. Страховая компания может потребовать с больницы в досудебном порядке возврата затраченных пациентом средств.

И наконец, вы можете обратиться в суд, но лучше это сделать с результатами экспертизы на руках.

СОХРАНЯЙТЕ ДОКУМЕНТЫ И ЧЕКИ

Рассмотр им на примерах, как действуют эти правила в реальной обстановке и какими полномочиями обладает каждая инстанция.

Человека привезли в приемный покой и стали вымогать деньги за операцию. Родственники и сам больной, жизнь которого висит на волоске, никогда не будут качать свои права в такой ситуации. В этот момент их беспокоит только спасение жизни и здоровья, поэтому они согласны отдать любые деньги. Этим и пользуются нечистые на руку эскулапы. Но обжаловать вымогательство (что является уголовным преступлением), понуждение к приобретению расходных материалов или к заключению договора платных услуг, никто не мешает после лечения. Тут надо помнить два правила, чтобы доказать факт сделки. Во-первых, собирать все чеки и документы. Во-вторых, не подписывать согласия на платную медицинскую помощь. А обратиться в страховую компанию можно и позже, когда здоровье придет в норму.

НЕГРАМОТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ ПОПАЛ В ЛОВУШКУ

Софья Андреевна попала в больницу с серьезным повреждением ноги, которое получила на даче. Травма оказалась серьезной, и врач сказал, что необходима операция. Не теряя оптимизма, пожилая женщина согласилась на медицинское вмешательство. Но тут возникла небольшая проблема. Врач сообщил ей, что лекарства будут стоить около 20 тысяч и еще 50 тысяч потребуется на медицинскую пластину, которую необходимо установить в поврежденную кость. «Здоровье требует денег», — улыбнулся эскулап и протянул бабуле договор, где было указано, что Софья Андреевна отказывается от бесплатного лечения.

Прикинув, что на здоровье она может пожертвовать часть своих сбережений, старушка согласилась и подмахнула бумагу. Еще поставила подпись на информированном добровольном согласии в истории болезни и одну подпись на каком-то написанном мелкими буквами документе. А дальше уже все было просто: в названном ООО и по указанному адресу родственники оплатили все, «что доктор прописал».

Операция прошла успешно, и довольная бабуля в добром здравии покинула клинику. Но соседи просветили незадачливую пациентку, что заплатила она зря, все это обязаны были сделать ей абсолютно бесплатно.

Тогда бойкая старушка собрала все свои договоры и отправилась в Комитет по здравоохранению с жалобой. Почему, дескать, с меня, пенсионерки, деньги за лечение берут? Требую возмещения убытков!

— Бабушке, которая заплатила 70 тысяч за лечение и поставила свои подписи в договоре и добровольном отказе от бесплатного лечения, мы уже ничем не можем помочь, — отвечает Владимир Жолобов. — Проведение следственных действий не в нашей компетенции. Для этого нужно обращаться в другие инстанции.

СУД ВЕРНЕТ ДЕНЬГИ, ЕСЛИ ВАС ПРИНУДИЛИ ИХ ЗАПЛАТИТЬ

Пациенту, попавшему в больницу по экстренной помощи, сложно понять, какой договор он подписывает. Чаще всего он соглашается на все.Но и в этом случае закон может его защитить. Ведь пациент, которому врач предлагает вступить в экономическую сделку, является нездоровым и имеет ограниченные возможности в принятии решений.

— В силу своего нездоровья, неинформированности пациент, находящийся в больнице, причем в горизонтальном положении, на самом деле крайне редко способен принять добровольное и правильное решение, — поясняет начальник отдела по работе с гражданами Территориального фонда обязательного медицинского страхования Геннадий Лопатенков.    — В законодательстве такая ситуация предусмотрена. Она называется заключением сделки (договора) в недобровольном порядке. А состав правонарушения — понуждение к заключению сделки. Такую сделку очень трудно оспаривать в административном порядке. На бумаге обычно все оформлено правильно, и только суд может принять решение, действительны эти подписи или нет. Поэтому, даже если больной подписал договор или отказ от бесплатной медицинской помощи, он вправе обратиться в страховую компанию с жалобой на понуждение его к этой сделке. Страхователь проведет экспертизу и попытается решить вопрос сначала в досудебном порядке, а если это окажется невозможным, примет меры по судебной защите  пациента.

Такие дела рассматривают суды общей юрисдикции и Третейский суд медицинского страхования и здравоохранения при Санкт-Петербургской торговопромышленной палате, специально созданный для решения вопросов в области здравоохранения.

ОПОМНИЛСЯ, НО НЕ ПОЗДНО

Другой пример. Молодой человек попал в больницу с запущенной стадией аппендицита. После операции у него развилось осложнение. Врач предложил матери больного купить современные антибиотики, которых, по его словам, в больнице не было. «Без них, — развел руками доктор, — у него могут быть большие проблемы со здоровьем». Деньги были заплачены, и доктор попросил выполнить необходимые формальности — подписать документ, без которого он не имеет права применять эти очень эффективные препараты, которые «безусловно, спасут жизнь ее сыну».

Больной подписал, а после выздоровления прочитал документ и ужаснулся. «Я добровольно отказываюсь от лекарств, которые есть в больнице по системе ОМС, и прошу лечить меня приобретенными самостоятельно препаратами», — гласила бумага. С ней он отправился в свою страховую компанию, которая установила, что пациента вынудили подписать согласие на покупку антибиотиков, предусмотренных обязательным перечнем лекарств, которые должны быть в стационаре. К счастью, до суда дело не дошло, больница признала неправильность своих действий и компенсировала все расходы пациенту.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ В БОЛЬНИЦЕ ТРЕБУЮТ ДЕНЕГ

Жалоб на взимание денег в больницах поступает очень мало: примерно 3—4 обращения в сутки по всем десяти горячим линиям системы ОМС, — сообщил Геннадий Лопатенков. — Но это говорит не столько о благополучной ситуации в городских больницах, сколько о том, что большинство людей просто не знают о своих правах на бесплатную медицинскую помощь и возможностях их защитить.

Между тем чиновники Комитета по здравоохранению и сотрудники Территориального фонда медицинского страхования призывают жителей города за них бороться. За последний год пациентам по жалобам было возвращено около 1,5 млн рублей.

Однако многие горожане путают возмещение средств за услуги, которые обязаны предоставить бесплатно, с денежной компенсацией любых затрат на медицинскую помощь. Поэтому Геннадий Лопатенков еще раз акцентирует внимание на том, что страховые компании не компенсируют абсолютно все расходы.

— С помощью страховой компании деньги могут быть возвращены только в одном случае: если права человека на бесплатную медицинскую помощь нарушены.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПАЦИЕНТА:

1. Если пациенту или его родственникам предложили оплатить что-либо в больнице, следует немедленно обратиться в свою страховую компанию (телефон в полисе ОМС) либо на горячую линию Комитета по здравоохранению (635-55-77), для иногородних граждан — в Фонд ОМС (703-73-01).

2. Если затраты уже осуществлены и они были недобровольны или вы сомневаетесь в правомерности действий больницы, следует обратиться в страховую компанию с заявлением о проведении медико-экономической экспертизы. Если есть претензии к качеству лечения, – с заявлением об экспертизе качества оказания медицинской помощи.

3. Если эксперты сделают вывод, что затраты пациента были неправомерны, тогда страховая компания принимает меры по возврату необоснованно затраченных пациентом средств. Сначала она предлагает больнице возвратить деньги в добровольном и досудебном порядке. Если в установленный срок возврат не осуществлен, то страховая компания по соответствующему заявлению (при согласии) пациента инициирует судебную процедуру возврата.

Нина БАШКИРОВА