Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Введен ГОСТ на стиральный порошок

Ни одна хозяйка при стирке одежды не может обойтись без стирального порошка, или, как говорят специалисты, без синтетического моющего средства (СМС). Их ассортимент постоянно расширяется, у потребителей появляется все больший выбор. Как введение нового ГОСТа отразится на качестве выпускаемой продукции? Какую выгоду получит потребитель от вступления в силу этого документа? Как правильно выбирать стиральные порошки? Об этом корреспондент «ПК» попросила рассказать Елизавету САКОВАН, руководителя Испытательного центра «Гамма-ТЕСТ» — одной из самых авторитетных экспертных организаций в области бытовой химии в Санкт-Петербурге.

— Елизавета Эльевна, для начала расскажите о том, изменились ли требования к синтетическим моющим средствам?

— Да, и эти изменения очень существенны. До 1 января 2008 года обязательной сертификации подлежали только порошкообразные моющие средства. Проще говоря, стиральные порошки. Они должны были выпускаться в соответствии с ГОСТ 25644-96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования». С первого дня 2008 года в силу вступил новый ГОСТ Р 52488-2005 «Средства для стирки. Общие технические условия», в соответствии с которым теперь все моющие средства (порошкообразные, гранулированные, агломерированные, пастообразные, жидкие, загущенные жидкие) стали подлежать обязательной сертификации. То есть теперь все средства для стирки должны соответствовать требованиям ГОСТа.

Мое мнение как эксперта – такое нововведение правильно. Дело в том, что все моющие средства по основному составу очень близки. Отличаются они только по своему физическому состоянию (порошкообразные, жидкие) и по набору активных добавок. Поэтому введение обязательной сертификации на все моющие средства вполне естественно.

Единственный минус данного ГОСТа – нет переходного периода, который обычно составляет от полугода до года. У производителей нет времени, чтобы сертифицировать свою продукцию, поскольку Приказ вышел 18 декабря 2007 года, а вступил в действие 1 января 2008 года. Производители находятся сейчас в непростом положении, поскольку ранее ими были заказаны большие объемы этикеток и упаковок для продукции без маркировки об обязательной сертификации, и сейчас с этим надо что-то делать. Скорее всего, уничтожать упаковку… А это большие убытки.

— А теперь обратимся к не менее важному вопросу — как выбирать средство для стирки?

— Для ручной стирки и стирки в машинах активаторного типа, где моющее действие достигается с помощью вращающегося активатора, находящегося в баке стиральной машины, пригодны моющие средства любого типа, так как высокое пенообразование не является препятствием для осуществления процесса стирки.

В стиральных машинах-автоматах, где стирка осуществляется во вращающемся барабане, необходимо использовать моющие средства с пониженным пенообразованием, предназначенные для стирки в машинах-автоматах и содержащие пеногаситель. В противном случае машина начнет «захлебываться», пена будет вытекать через дозатор СМС — и машина может выйти из строя.

Отдельно хочу сказать о порошках с надписью «универсальный». Многие хозяйки эту пометку воспринимают буквально и стирают таким средством всю имеющуюся в доме одежду. Между тем на обратной стороне упаковки в графе о способе применения сказано: «не предназначен для стирки изделий из шерсти и шелка». Дело в том, что шерсть и шелк – это материалы естественного животного происхождения, которые производятся из шерсти животных и нитей шелкопряда. Для стирки таких тканей нужны более мягкие средства с менее агрессивным химическим составом, которые не портят материал и не приводят к его усадке. И такие средства сегодня можно найти, они выпускаются как в жидком, так и в порошкообразном виде.

Хочу также отметить, что универсальные средства не всегда годятся для стирки цветной одежды. Для таких изделий лучше покупать средства с пометкой «колор» («color»), предназначенные для цветных, темных и черных тканей. В состав таких средств вводятся специальные добавки, которые способствуют сохранению красок.

— Кстати о специализированных средствах. Недавно меня сильно разочаровал отбеливающий порошок, который не отстирал пятна пота на белой футболке.

— На то может быть две причины. Первая – это недовложение производителем отбеливающего компонента. Как правило, в средствах с отбеливающим эффектом содержатся оптический и химический отбеливатели. Оптический создает зрительный эффект отбеливания ткани. Химический действует глубже — данное перекисное соединение воздействует на саму структуру ткани и, действительно, отбеливает волокна.

Вторая причина, и я думаю, что она наиболее вероятная, – отсутствие в составе порошка энзимов – веществ, удаляющих белковые загрязнения. Кстати, энзимы бывают разных типов. Одни способствуют удалению пота, другие – крови, третьи отстирывают жир, четвертые предотвращают образование катышков. Средства с энзимами называются биосредствами.

— Является ли цена на порошок показателем его качества?

— Независимо от того, дорогостоящее средство или дешевое, оно должно соответствовать требованиям ГОСТа. Только дешевое средство будет соответствовать нижней границе нормы и обладать более слабыми потребительскими характеристиками. Дорогостоящее моющее средство содержит специально разработанные добавки, которые улучшают его потребительские свойства (отбеливание, сохранение цвета и т. д.). Качество средств тщательно проверяется на соответствие показателям безопасности и качества. Более того, у крупных производителей есть собственные исследовательские центры, которые занимаются разработкой составов средств. Небольшие производства, выпускающие дешевые средства, этим похвастаться, как правило, не могут.

— Какая информация обязательно должна быть на упаковке?

— В соответствии с ГОСТ Р 52488-2005 маркировка потребительской упаковки обязательно должна содержать следующие сведения: наименование и назначение средства, включая типы тканей и стиральных машин; обозначение нормативной или технической документации на средство; наименование страны и предприятия-изготовителя с указанием юридического адреса, номера телефона; состав средства; способ применения с указанием о рекомендуемом расходе (количестве) и/или дозировке средства в зависимости от способа стирки, степени загрязнения ткани и жесткости воды, рекомендуемой температуры стирки или интервала температур эффективного применения средства; меры предосторожности; условия хранения; масса нетто или объем содержащейся в упаковке продукции; срок годности с обязательным указанием даты изготовления или надпись «годен (использовать) до (месяц, год); информация о сертификации.

При выборе продукции нужно обращать внимание на качество полиграфии. Нечеткие или смазанные цвета, изображение, перескакивающее за угол упаковки – яркое свидетельство того, что товар фальсифицирован. К сожалению, подделки под известные бренды в Петербурге существуют. Как правило, подобные изделия продают в ларьках и на рынках.

Беседовала Анна БОНДАРЕНКО