Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Потребителю нужен не суррогат, а качество»

Обычно в феврале-марте все государственные структуры подводят итоги года минувшего. В предыдущих номерах «ПК» мы уже информировали читателей о результатах работы таких органов надзора и контроля, как Роспотребнадзор, Россельхознадзор и ФГУ «Тест — Санкт-Петербург». На этот раз перед потребителями отчитывается Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Наш корреспондент встретился с Василием СМЕРЕЧУКОМ, начальником Управления, накануне Всемирного дня потребителя, который отмечается ежегодно 15 марта.

 

СУХИМ ЯЗЫКОМ ЦИФР

— Василий Романович, как вы оцениваете результаты работы Управления в 2007 году?

— Если говорить сухим языком цифр, то план выполнен на 109,6%. То есть все основные мероприятия по контролю и надзору, которые были запланированы в 2007 году, Управление выполнило.

Всего было проведено 403 проверки в области метрологического надзора и 329 проверок по надзору за соблюдением обязательных требований нормативных документов к продукции. В среднем каждый инспектор проводил по 5,5 проверки в месяц. Это достаточно высокий показатель, если учесть, что практически все принимаемые нами решения о привлечении нарушителей к ответственности проходят через судебные разбирательства. Мы ведь сейчас не можем применять к нарушителям меры прямого воздействия. Только через суд.

Подготовка материалов для суда отнимает много времени. Но мы решаем эту проблему. Я очень доволен, что в 2007 году нам удалось укомплектовать организационно-правовой отдел очень квалифицированными юристами. Это сразу дало результат. Во втором полугодии благодаря грамотному юридическому сопровождению мы практически не проиграли ни одного судебного разбирательства.

— Много денег взыскали с нарушителей?

— Общая сумма штрафов по Санкт-Петербургу и Ленобласти, наложенных в 2007 году, составила 228 тысяч рублей без учета конфискованных товаров. А если учесть конфискованную продукцию, то цифра приближается к миллиону рублей.

— Куда направляется конфискат?

— Реализуется или уничтожается — в зависимости от того, какие отклонения от обязательных требований стандарта имела данная продукция.

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

— Качество бензина продолжает волновать наших читателей. Что в этом сегменте рынка?

— Спешу успокоить ваших читателей: в сфере реализации нефтепродуктов в 2007 году серьезных нарушений не выявлено. В ноябре-декабре мы решили выяснить, каково в Петербурге качество бензина А-95, самого популярного среди автомобилистов. На автозаправках всех ведущих операторов шли проверки, в ходе которых не было обнаружено ни одного некондиционного образца нефтепродуктов.

Более того, в ходе проверок было установлено, что качество отечественных марок топлива, выпускаемых нашими ведущими производителями (заводами «ЛУКойла», «Славнефти», «Сургутнефтегаза», Киришским нефтеперерабатывающим заводом), не уступает по своим моторным и экологическим характеристикам лучшим зарубежным образцам. Скажем, на заправках «Фаэтон-аэро» реализуется топливо норвежского производства, которое стоит в два раза дороже, чем аналогичные отечественные марки. А испытания показали, что ни по моторным, ни по экологическим характеристикам это импортное топливо серьезных преимуществ перед отечественным не имеет, а по некоторым параметрам даже уступает. Испытания проводились на кафедре двигателей Санкт-Петербургского политехнического университета.

К слову сказать, стабильная ситуация на рынке нефтепродуктов — это результат усилий администрации города и Российского топливного союза. В Москве, для сравнения, реализуется до 30 процентов некондиционного топлива. В то же время в наше Управление поступают жалобы на автозаправки. По каждой из них мы разбираемся и даем ответ.

— Каково состояние пассажирского автопарка в регионе?

— Здесь ситуация двоякая. По Петербургу у нас серьезных претензий нет. А Ленинградская область настораживает. Показателен пример Волхова: износ «Икарусов» в автопарке составляет 98,2%. О чем здесь можно говорить? По другим маркам износ 20—30 процентов. Кроме износа есть и другие претензии: отсутствует маркировка аварийных выходов, повреждены сидения, ступеньки, полы.

— Контролируете ли вы станции техобслуживания?

— Да, мы их регулярно проверяем. И, увы, без нарушений не обходится. Проверки показывают, что достаточно солидные организации позволяют себе вольное отношения к таким важнейшим вещам, как обязательная поверка оборудования, используемого для контроля и диагностики автомобилей. А ведь это напрямую влияет на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды.

В числе нарушителей такие организации, как «Инскейп-Олимп» («Тойота-центр Пулково»), ООО «Сервис», ООО «Ивна». И ладно бы они прислушивались к нашим требованиям — ведь мы о безопасности людей в первую очередь заботимся. Но тот же «Инскейп-Олимп», к примеру, три раза опротестовывал принятые к нему меры и все три раза суд проиграл. Почему-то некоторые предприниматели полагают, что для них соблюдение обязательных требований российского законодательства необязательно, достаточно одной вывески «Тойота»…

Вообще либерализация законодательства весьма затрудняет принятие мер к малому и среднему бизнесу. Когда говорят о том, что государственные чиновники создают необоснованные барьеры для бизнеса, забывают о том, что закон стоит прежде всего на защите интересов простых граждан, потребителей.

НА РЫНКАХ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОБВЕШИВАЮТ

— Год назад государство ограничило доступ иностранных граждан в качестве наемной рабочей силы на продовольственные рынки. Сократилось ли в связи с этим число обвесов и обсчетов на рынках региона?

— В 2007 году совместно с милицией и представителями районных администраций города и области мы провели массовые проверки рынков. В Петербурге проверили все крупные рынки и 133 арендаторов торговых площадей на них. Метрологическому надзору были подвергнуты 1104 единицы весов и гирь, из них признаны непригодными к применению 704 единицы. Вдумайтесь: почти 70 процентов! Но это не единственные нарушения. Кроме использования неверных весов и гирь, что автоматически ведет к обвесу покупателей, торговцы используют неправильную установку весов по уровню. При взвешивании такие весы всегда работают в пользу продавца. Также применяется неправильная установка нулевых показаний весов. Стрелка, как правило, находится не строго на нуле, а в смещенном положении, что выгодно продавцу.

В ходе проверок было выдано 118 предписаний и 73 постановления о наложении штрафа. Взыскано с нарушителей 72 600 рублей. Таким образом, в среднем штраф составил всего одну тысячу рублей! К сожалению, сегодня нет эффективного механизма, который бы охладил нарушителя, заставил его отказаться от обмана потребителей. Заплатит он тысячу рублей штрафа, а заработает за день гораздо больше! Если бы штрафы были существенно выше, то предприниматель в следующий раз задумался, стоит ли рисковать.

МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ — В ЗОНЕ РИСКА

— Расскажите о результатах проверок качества продуктов питания.

— Мне бы не хотелось упоминать проштрафившихся петербургских пищевиков. Потому что, если мы станем упоминать фирмы по незначительным поводам, то тем самым будем наносить урон их репутации.

Вообще, все предприятия пищевой промышленности, которые мы проверяли в городе и области либо не имели в своей работе серьезных нарушений, либо устраняли их оперативно.

Могу привести один пример. В июне 2007 г. совместно с Управлением по борьбе с экономическими преступлениями Главного управления внутренних дел мы проверили известного производителя молочных продуктов — ОАО «Севзапмолоко». Провели испытания 10 наименований реализуемой предприятием продукции. По выявленным нарушениям был составлен протокол, руководитель предприятия привлечен к административной ответственности. ОАО «Севзапмолоко» сделало необходимые выводы, оперативно устранило замечания, что подтвердила повторная проверка через два месяца.

— Какого рода были замечания?

— Главным образом, по маркировке продукции. Например, на глазированных сырках не был указан срок годности, на масле коровьем несоленом не был указан срок годности при температуре хранения свыше 6 градусов. Вроде бы мелочи, но отсутствие подобной информации на упаковке лишает потребителя возможности предъявить претензии к производителю, если товар оказался некачественным. Последний вместе с продавцом в таких случаях всегда сваливает вину на покупателя: не так, мол, хранил…

Вообще, основные нарушения при проверке продуктов питания — это несоответствие продукта требованиям безопасности, требованиям к маркировке, занижение содержания жира, белка, завышение влаги. Кстати, в прошлом году на контроль продуктов питания Управлением было израсходовано 42,5 процента денежных средств, выделенных на контрольные мероприятия.

— Как обстоят дела с качеством непродовольственных товаров?

— Например, по мебели и электробытовым приборам забраковки составили не более 5%. В общем объеме контрольных мероприятий на испытания мебели было потрачено примерно ,5% средств от нашего бюджета. А вот на экспертизу бытовой электротехники израсходовано 39,5%. Испытания аппаратуры — дорогое удовольствие. Для сравнения: испытание одного образца бензина стоит примерно 2 тысячи рублей, а сложного электробытового прибора — свыше 15 тысяч. Поэтому мы проводим исследования техники только при наличии очень веских оснований.

НАЦПРОЕКТЫ — ПОД ПРИЦЕЛОМ

— Задействовано ли Управление в надзоре за реализацией нацпроектов?

— В ноябре-декабре провели серьезную проверку школ, в которых в рамках национального проекта «Образование» были организованы поставки оборудования для кабинетов химии и биологии. Увы, здесь обнаружилось очень много нарушений со стороны поставщиков. Фирмы, работающие в таком серьезном национальном проекте, повели себя достаточно легкомысленно.

Какие были нарушения? Паспорта на электроприборы оформлялись небрежно. Например, в наборе для моделирования строения атома не указывали ни последовательность действий при сборке, ни информацию о действиях при повреждении электрошнуров, ни срок службы электроприборов. Маркировка на приборах была сделана из самоклеющейся пленки, которая легко снимается в обычном положении, а если учесть, что приборы нагреваются при использовании, то пленка просто отлетает. А на оборудовании, предназначенном для использования преподавателями, маркировки не было вовсе. Электроплитки не имели индикатора, который сигнализировал бы о том, что прибор включен. Большинство химических реактивов было упаковано в полиэтиленовые пакеты навалом. Многие наклейки, которые позволяли идентифицировать эти реактивы, оказались отклеены. Одним словом, общее состояние всего оборудования, которое было поставлено в рамках нацпроекта, почти на всех объектах, где побывали наши инспектора, вызвало массу жалоб со стороны преподавателей. Значительная часть замечаний, поступивших в федеральное агентство, была оперативно устранена. Очень оперативно сработали поставщики в Новгородской области, Республике Коми, Карелии. Сейчас устраняют недоработки в Петербурге и Ленобласти.

— Жилищно-коммунальные услуги находятсяв сфере вашего внимания?

— Поскольку в системе ЖКХ ведется учет электричества, горячей и холодной воды, это тоже наша зона ответственности. Ведь тарифы должны быть обоснованны, а оборудование, находящееся в руках управляющих компаний, должно быть в исправном состоянии.

Кстати, есть вопросы к «Петроэлектросбыту». Дело в том, что многие квартирные счетчики давно запрещены к использованию из-за их несоответствия нормативным требованиям по классу точности (например, СО-2М кл. точности 2,5-). Многие счетчики не проходят периодической поверки, есть изношенное оборудование, которое требует замены. В этом году сфера ЖКХ у нас стоит в плане контрольно-надзорных мероприятий.

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ТРЕБУЕТ РЕФОРМИРОВАНИЯ

— Какие еще задачи предстоит решать Управлению в этом году?

— Появился ряд новшеств в законодательстве, открывающих новые перспективы в нашей работе. Во-первых, в ноябре 2007 года был принят Федеральный закон № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России». Он четко разграничивает оптовую и розничную реализацию, решает проблему с бесхозными электрическими сетями.

Если раньше «Ленэнерго» было производителем и продавцом электроэнергии, то сегодня эти функции разделены. В результате у розничного продавца электроэнергии (ЗАО «Петроэлектросбыт») практически нет никаких технических средств. И когда потребители предъявляют к нему претензии на некачественно поставляемую электроэнергию (перебои, скачки напряжения, которые приводят к выходу из строя бытовой техники), продавец переводит стрелки на генерирующую компанию. А учитывая то, что претензии предъявляются к продавцу, а не к компании, у которой в руках технические средства, в суде дело разваливается.

Чтобы привлечь к ответственности энергетиков, надо проводить серьезную подготовительную работу. Несколько дел в этой области мы уже выиграли. Новый закон дает нам дополнительные козыри. В нем прямо сказано: если идет реализация электроэнергии по данной сети, значит, продавец за нее несет полную ответственность. Не хочешь отвечать, отрубай линию и не проводи по этой сети никаких коммерческих мероприятий. Во-вторых, в феврале этого года Правительство РФ приняло технологический регламент на автомобильное топливо. Единственной структурой, которая будет надзирать за качеством нефтепродуктов, реализуемых на рынке, становится Ростехрегулирование. Контроль качества станет и прозрачнее, и проще. В результате выиграет потребитель.

Беседовал Юрий ШУБИН