Отделом Госнадзора Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (СЗМТУ Ростехрегулирования) в прошлом году было проведено 738 проверок.
На соответствие продукции стандартам было проведено 329 проверок. Соблюдение предприятиями метрологических требований было проверено в ходе 409 надзорных мероприятий.
В ходе 80% проверок выявлены нарушения российского законодательства. В 2006 г. ситуация была аналогичной, то есть нарушений не стало ни больше, ни меньше. И тем не менее цифра 80% весьма настораживает. Прокомментировать результаты работы отдела корреспондент «ПК» попросила его начальника Оксану Бабичеву.
— В 30% случаев в сопроводительной документации на мебель не были указаны номера сертификатов соответствия и сроки их действия. Для многочисленных телефонов и телевизоров также не указывались номера и сроки действия сертификатов соответствия, а также организации, их выдавшие. А для некоторых видов бытовой техники отсутствовала информация о классе электрозащиты и электробезопасности, что создает весьма серьезную угрозу для здоровья и жизни человека. Небезопасными также оказались пластмассовые игрушки для детей до 1 года. Большая часть конструкций игрушек не соответствовала требованиям нормативных документов.
Трикотажные и швейные изделия не содержали информации о фирме-изготовителе и ее адресе. В 25% случаев на одежде отсутствовали ярлыки о способах ухода за изделиями. Необходимо отметить, что такая информация отсутствовала даже на ярлыках достаточно дорогостоящей одежды. С обувью ситуация аналогичная: на ярлыках зачастую не указывается адрес изготовителя, что ущемляет права потребителя, пожелавшего, например, обратиться с претензией к производителю. А ведь давно известно, что обувь возглавляет список товаров, на которые потребители жалуются чаще всего. В сегменте продуктов питания наиболее плачевной оказалась картина с рыбными пресервами. Примерно 40% проверенных рыбопродуктов не соответствовало требованиям нормативных документов по составу, заявленному на этикетке. Кроме того, многие образцы пресервов не соответствовали требованиям безопасности (по микробиологическим показателям).
Не меньшую тревогу вызывает состояние городского общественного транспорта. Проверки показали, что большая часть городских автобусов выработала свой двойной и даже тройной ресурс! Говоря простым языком, этот транспорт должны были списать уже три раза! Салоны этих автобусов не соответствуют элементарным требованиям. Рваная обивка кресел практически ничто по сравнению с тем, что при экстренном торможении сиденье может улететь вместе с пассажиром куда угодно – крепеж держится на честном слове. Отсутствуют указатели аварийных выходов, а также информация о владельце транспорта, к которому можно было бы обратиться с претензиями, и т. д.
Наши проверки показали, что общественный транспорт зачастую не проходит регулярных осмотров на предмет его технического состояния. Пренебрежение к этим элементарным требованиям, напрямую влияющим на безопасность дорожного движения и пассажиров, — очень тревожный сигнал. Ну разве дело, когда автобус ставится на ночь не в парк, а у подъезда водителя или когда в некоторых салонах общественного транспорта мы обнаруживаем бензин в канистрах?
Качество нефтепродуктов также бывает далеко не идеальным. Около 10% проверенных проб топлива не соответствовало требованиям нормативных документов. Так, например, бензин браковался нами из-за несоответствия октанового числа, а дизельное топливо — по показателю «температура вспышки».
Ко всем нарушителям были применены меры согласно российскому законодательству, выдано 593 предписания об устранении нарушений, сумма штрафов составила 228 тыс. руб.
Подготовила Анна БОНДАРЕНКО