Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

№ 8 (152) / 16-30 апреля

Если зуб оказался вдруг…

…И вот у вас заболел зуб. Причем настолько сильно, что, превозмогая трепет, вы отправились-таки на прием к самому страшному врачу - стоматологу. Спустя пару дней в кариозном зубе красовалась свеженькая пломба, а через неделю, во время обеда, она выпала... Ужас какой!

Осознавать, что вы стали жертвой непрофессионального лечения мало - нужно действовать. О том, что делать и как на сегодня решается проблема контроля качества в зубоврачебной практике, рассказывает Борис Мороз, главный стоматолог Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, профессор и заведующий кафедрой терапевтической стоматологии.

- Борис Терентьевич, сегодня стоматологические клиники - на каждом шагу. А контролируется ли качество лечения в них? И каким образом?
- Вы правы, клиник сегодня предостаточно. Муниципальных учреждений - 32, а коммерческих - около 650. Общее количество стоматологов в городе - 4000 человек. Эти цифры говорят сами за себя: держать под строгим контролем все организации нереально.

Тем не менее худо-бедно надзор за качеством осуществляется. Занимаются этим Комитет по здравоохранению и Лицензионная палата Санкт-Петербурга. Причем контроль этот носит чисто формальный характер: чтобы оборудование обслуживалось техническими организациями, учреждение соответствовало СЭС, пожарная сигнализация была в порядке, а врачи - дипломированными специалистами и т. д.

По закону Лицензионная палата может проверять клинику один раз в два года. Но каким должен быть штат сотрудников, чтобы успевать проверять около 700 учреждений за два года? Набрать такое количество проверяющих нереально, да и бюджет их не потянет. Потому качество работы клиники сегодня определяется количеством жалоб на нее пациентов. Вот тогда проверяющие и выезжают на место действия.

- И часто петербуржцы жалуются на дантистов?
- Ежегодно стоматологические клиники посещают около 4 миллионов 300 тысяч пациентов, а Городская клинико-экспертная комиссия (ГорКЭК) рассматривает в среднем до 45-50 заявлений. Из них 20-25 жалоб признаются обоснованными. Вот и считайте, много это или
Борис МОРОЗ

мало. Конечно, эта статистика не учитывает те конфликты, которые не доходят до ГорКЭК по различным причинам.

Что касается такого понятия, как качество лечения, то в стоматологии оно сегодня довольно неоднозначное. Главная проблема - это отсутствие стандарта. А если нет стандарта, то и говорить о качестве не приходится, оно становится растяжимым понятием. К одному пациенту можно пригласить пять врачей - и больной услышит пять способов лечения больного зуба. Что самое интересное, каждый стоматолог будет по-своему прав.

Сегодня у нас отсутствует не только стандарт лечения, но и стандарт медицинских учреждений. Нет правил о том, что клиника должна быть оснащена определенным оборудованием, креслами, медикаментами. Из-за отсутствия этих стандартов во многих частных клиниках нет даже элементарного - рентгена! Больные вынуждены ездить в другую часть города, чтобы «просветить» зуб. В общем, проблема качества весьма больная тема сегодня...

- А как, по-вашему, можно решить эту проблему?
- Поскольку контролировать ежедневный людской поток к стоматологам нереально (а это 30-35 тыс. посещений в день), в настоящее время рассматривается возможность создания добровольной сертификации стоматологических клиник. Для этого в Стоматологической ассоциации нужно будет создать группу экспертов, которая и будет принимать решение о выдаче сертификата качества сроком на три года. Специалисты будут приезжать в клиники, осматривать оборудование, знакомиться с врачами, анализировать жалобы пациентов. И на основе всего этого выдавать сертификат. Если, к примеру, выяснится, что в медучреждении отсутствует рентгеновский аппарат, значит, организация имеет право лечить только кариес, а не пульпит или периодонтит. Именно об этом будет сказано в документе, который будет висеть в холле клиники.

Я понимаю, что этот сертификат не может гарантировать 100%-го
качества, ведь от врачебной ошибки не застрахован никто. Но, по крайней мере, наличие этого документа будет означать, что, по мнению специалистов, эта клиника работает на должном уровне.

- Борис Терентьевич, куда обращаться пациенту, если он недоволен качеством лечения и это недовольство обоснованно?
- Сначала он должен написать в двух экземплярах заявление и одно отдать секретарю - если учреждение государственное, либо главному врачу - если клиника частная (второй экземпляр, с пометкой о регистрации, оставить у себя). В течение 10-30 дней пациент должен получить ответ. Если решение организации его устраивает, то есть клиника признает свою ошибку и предлагает переделать работу (вернуть деньги), вопрос закрывается. Но если учреждение все отрицает, пациенту стоит обратиться в ГорКЭК (тел. 380-380-4). Рассмотрев жалобу и проанализировав аргументы двух сторон, комиссия вынесет решение: провести повторное лечение или же отклонить жалобу. Главное, о чем должен знать пациент: заключение ГорКЭКа не является юридически обязательным, и частные клиники могут его проигнорировать, хотя государственные учреждения обычно его исполняют.

Пациент может и не обращаться в ГорКЭК, а сразу же подавать иск в суд. Только он должен быть готов к тому, что судебный процесс будет длиться долго, возможно, несколько лет и потребует немало денег.

Перефразируя известное выражение «береги честь смолоду», скажу так: береги зубы смолоду. Ведь это так просто: регулярно чистить зубы утром и вечером, посещать стоматолога два раза в год для профилактического осмотра - сейчас это еще бесплатно. Легче и дешевле предотвратить заболевание, чем потом платить деньги и, возможно, ходить по судам.

И все-таки не надо бояться стоматолога - образ страшного злодея не соответствует действительности. Это предубеждение осталось еще с прошлых лет, когда лечили без обезболивания. Сегодня пациент может смело садиться в стоматологическое кресло, поскольку при современных методах анестезии в процессе лечения пациент совершенно не чувствует боли.

Анна БОНДАРЕНКО
Фото автора