Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

№ 7 (151) / 1-15 апреля

Здоровье детей - здоровье нации

Решение проблем, связанных с качеством школьного питания, вошло в число приоритетных задач Роспотребнадзора РФ на 2007 г. О том, как пытаются улучшить качество питания петербургских школьников, корреспондент «ПК» попросил рассказать Наталью Петрову, начальника Управления социального питания правительства Санкт-Петербурга.

- Какие первоочередные задачи сегодня стоят перед сферой школьного питания в Санкт-Петербурге?

- Социальное питание, не выделяемое в самостоятельную отрасль экономики в советский период, относилось к планово-убыточным видам деятельности, и, к сожалению, имевшиеся проблемы копились десятилетиями. Поэтому на современном этапе социально- экономического развития городские власти поставили перед собой задачу совершенствования школьного питания. И в этой связи хочу отметить, что правительством города за последние три года сделано очень многое для улучшения состояния школьного питания.

На сегодняшний день в нашем городе реализуется утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 № 343 Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 гг.», в соответствии с которой была разработана и уже второй год реализуется Программа модернизации материально- технической базы школьных пищеблоков. При разработке программы Управление социального питания приняло активное участие в составлении рекомендаций по типовым наборам современного торгово- технологического, теплового и холодильного оборудования для школьных пищеблоков в зависимости от их видов. Следует отметить постоянное увеличение объемов финансирования на реализацию данной программы как за счет проведения работы по освоению бюджетных средств, выделенных городом на эти цели, так и за счет привлечения инвестиций тех предприятий и организаций, которые выигрывают конкурс на обеспечение школ питанием. В качестве примера можно привести следующее: ЗАО «Спецоблуживание», занимающееся организацией питания в 45 школах Приморского района в 2006 году капитально отремонтировало и переоснастило 2 столовые в школах № 43 и № 46 и дооснастило буфеты в семи школах района. На эту реконструкцию и переоснащение инвестор затратил в общем и целом 7,5 млн руб. Результат превзошел все ожидания: очень довольны педагоги, поскольку для них были оборудованы специальные места реализации продукции, сформировано отдельное меню не только горячего питания, но и буфетной продукции, а также организована продажа полуфабрикатов. Довольна и администрация района, поскольку мы увидели воочию красивые залы обслуживания, удобную, практичную и яркую мебель. Благодарны и дети, для которых все это и делалось в первую очередь.

Сегодня горячее питание получают 79.4 % школьников, из них льготное (бесплатное) питание - 29,6%.

В прошлом году по инициативе Правительства Санкт-Петербурга в Закон о школьном питании внесены изменения, согласно которым, в школах начиная с 1 января 2007 года всем учащимся начальных классов предоставляются бесплатные завтраки.

По итогам конкурсных процедур по организации питания учащихся в 2007 году размещено государственных заказов на общую сумму почти в миллиард рублей.

В то же время существует ряд серьезных проблем, на которые хочу обратить особое внимание. Поскольку организация школьного питания многие десятилетия не реформировалась, как я уже говорила ранее, сегодня мы
Наталья Петрова

столкнулись с острой необходимостью пересмотра нормативной базы, разработки современных подходов к повышению качества школьного питания и реализации их на практике у себя в регионе. Согласно утвержденному правительством города еще в 2004 году Положению об организации рационального питания в государственных общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга был определен перечень продовольственных товаров, сырья и готовой продукции, не имеющих ничего общего со здоровым питанием детей и запрещенных к использованию и реализации в школах города. Кроме того, в прошлом году Управлением социального питания было инициировано создание при Правительстве Санкт-Петербурга Экспертно- координационного совета по вопросам социального и здорового питания.

Еще одной проблемой, требующей скорейшего разрешения, является формирование принципиально иной системы привлечения негосударственных инвестиций в сферу школьного питания. Сегодня действует Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которому конкурсы на организацию питания школьников должны проводиться каждый год, а значит, и государственные контракты должны заключаться на срок не более одного года. Это обстоятельство сегодня является существенным тормозом для привлечения средств в развитие системы школьного питания. Сами посудите, кто из предпринимателей, организующих питание школьников, будет вкладывать свои средства в модернизацию как своего производства, так и в школьные пищеблоки, когда абсолютно неизвестно, выиграет ли он конкурс на следующий год или нет. Основным критерием в определении победителя конкурса на оказание услуг питания в школах должна выступать не самая низкая цена, а прежде всего лучшее предложение по развитию школьного питания, повышению качества готовой продукции и предоставляемых услуг.

Давайте задумаемся о том, кто может предложить сегодня самую низкую цену? Наверное, только тот, кто экономит на проведении медицинских осмотров своих сотрудников, на профессиональных кадрах, берет товар подешевле, ветеринарного врача в глаза не видел. Холодильники у таких предпринимателей плохие. Что такое спецтранспорт, позволяющий поддерживать необходимый температурный режим в период транспортировки пищевых продуктов, - они и понятия не имеют.

Побеждать в конкурсах должен тот, кто готов вложить больше денег в развитие школьного питания. При определении победителя конкурса основными критериями должны быть: материально- техническая база предприятия - организатора питания, квалифицированный персонал, гарантируемое качество услуг и готовой продукции. Если среди претендентов найдется такой, который сможет вложить несколько миллиардов рублей в развитие питания школьников, пусть хоть 50 лет работает! В Милане, например, я познакомилась с фирмой, которая кормит детей с 1904 года по сей день. В Германии подобные конкурсы проводятся раз в 5 лет. По истечении этого срока фирма проходит переаттестацию и работает дальше, если нет замечаний со стороны потребителей.

В результате складывается противоречивая ситуация: предприятия, организующие питание школьников, готовы при увеличении сроков
государственного контракта вкладывать деньги, а условия, установленные российским законодательством, этому не способствуют.

Год назад проводили эксперимент в Кировском районе. Предприятие за счет собственных средств и средств, выделенных школой и родителями, оборудовало современное кафе для старшеклассников. Через год в районе таких школьных кафе стало уже одиннадцать. Проект оказался успешным. Однако это скорее исключение из правил, а не тенденция. Сейчас инвесторы очень осторожно вкладывают деньги в ту отрасль, где отсутствуют какие-либо государственные гарантии.

Сфера социального питания держится в основном на людях пенсионного и предпенсионного возраста, и проблема кадров стоит чрезвычайно остро. Необходимо как можно скорее повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Если поднимется зарплата, молодые специалисты не будут уходить от нас в коммерческую сферу.

И, как я думаю, на проводимой в период с 27 по 28 марта 2007 года в Казани Всероссийской межведомственной научно-практической конференции «Школьное питание: доступность, качество, организация» данным вопросам будет уделено должное внимание со стороны всех ее участников.

- Каким образом Управление контролирует качество услуг школьного питания?

- В Управлении существует отдел технологии, стандартизации и контроля, который постоянно осуществляет контроль за организацией питания и поставками продовольственных товаров и сырья в учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения и других учреждениях сферы социального питания - всего около 2200 объектов. Летние оздоровительные учреждения проверяем каждую смену, 25 предприятий - организаторов школьного питания, которые работают в городе, проверяем в среднем 2 раза в год, поставщиков продовольственных товаров и сырья в социальную сферу - также 2 раза в год.

В структуру Управления входит аттестованная на техническую компетентность и независимость Испытательная лаборатория пищевых продуктов и продовольственного сырья «СОЦПИТ», которая была организована еще в годы блокады Ленинграда. В ней работают очень грамотные специалисты, осуществляющие лабораторный и производственный контроль предприятий и организаций сферы социального питания. Семь из четырнадцати государственных комбинатов социального питания, находящихся в ведении Управления социального питания, имеют свои аттестованные лаборатории.

При проводимых специалистами Управления проверках исполнения предприятиями и организациями требований, предъявляемых к организации питания и поставкам продовольственных товаров и сырья, осуществляется и лабораторный контроль продовольствия и готовой продукции по показателям качества и безопасности, составляется акт о результатах проведенной проверки. Эти документы доводятся до проверяемого предприятия и направляются государственным заказчикам. Если выявлены нарушения, применяем меры административного реагирования, ставим на контроль, через месяц проверяем повторно.

В этом году мы собираемся разработать систему мер по недопущению недобросовестных поставщиков и некачественной продукции в социальную сферу. Также необходимой считаем работу по пропаганде здорового питания.

Беседовал Всеволод Вишневецкий