Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Потребитель поставил на место энергетиков

На это ему понадобилось шесть лет. Благодаря вмешательству общества потребителей «Выборгские электросети» по суду ответили за сгоревшие телевизор и холодильник.

Почти каждому из нас приходилось сталкиваться с ситуацией, когда из-за скачка напряжения выходила из строя бытовая техника. Большинство потребителей в этом случае вызывают специалистов или обращаются в мастерские для починки. А вот призвать к ответу энергоснабжающие организации решимости и настойчивости не хватает. Не особенно-то хочется бегать по инстанциям и судиться с крупной компанией – мало веры в то, что справедливость восторжествует. А зря. Когда вина энергоснабжающей компании налицо, необходимо призывать ее к ответу. И идти в этом деле до конца. Как это сделала Марина Малышева, начавшая судиться с МП «Выборгские электросети» еще в 2000 году!

«Это не мы!»

Все началось с того, что 13 июня 2000 года в домах Светогорска (Выборгский район, Ленобласть), расположенных на Школьной ул., произошло резкое повышение напряжения в электрической сети. Случилось это вследствие захлеста проводов на улице. Из-за резкого скачка напряжения в квартире Малышевых из строя вышли цветной телевизор «Toshiba», микроволновая печь «Daewoo» и холодильник «Минск». За ремонт и доставку бытовых приборов Малышева заплатила 2782 рубля (все чеки она сохранила).

Женщина обратилась в МП «Выборгские электросети» с требованием оплатить понесенные ею расходы. Ведь как-никак эта организация несет ответственность за эксплуатацию и безопасность электросетей домов на Школьной ул. Но вышеназванное предприятие не признавало свою вину и советовало жаловаться в другие ведомственные организации. Началась долгая, изнурительная переписка и хождение по инстанциям.

Сколько бы это еще длилось - неизвестно, если бы в 2005 году Малышева не пришла в Общество защиты прав потребителей Выборгского района. К тому времени на столе у Петра Гройзмана, председателя правления этой общественной организации, уже лежало несколько заявлений с аналогичными жалобами.

Долгожданная победа
Представитель «Выборгских электросетей» предъявленный иск (составленный общественной организацией) не признал, ссылаясь на то, что дом, в котором проживает Малышева, не был оборудован защитной системой. Мол, последнее относится к компетенции организации по обслуживанию жилищного фонда. В данном случае им является Светогорский ККП МО «Город Светогорск».

Светогорский ККП МО иск также не признал и пояснил, что данная организация отвечает за внутреннее электроснабжение, и с их стороны никаких нарушений не было. А вот за аварию, произошедшую в результате захлеста проводов на улице, ответственность несет МП «Выборгские электросети». Кстати, этот случай был зафиксирован в оперативном журнале дежурного электрика Светогорского ККП. Началось судебное разбирательство.

В соответствии с ч.2 ст. 543 ГК РФ «в случае, когда абонентом по договору электроснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность электрических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию». Ответственность по договору энергоснабжения регламентируется ст. 547 ГК РФ, в соответствии с которой «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору электроснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный ущерб».

Суд, исследовав материалы дела, вынес решение о взыскании материального ущерба с МП «Выборгские электросети» в пользу Марины Малышевой.

Предупрежден - вооружен!
Если потребитель плохо ориентируется в правовом поле, самостоятельно ему вряд ли удастся защитить свои интересы. Мало кто из наших читателей знает, что помимо Закона о защите прав потребителей и Гражданского кодекса РФ есть еще постановление Госстроя РФ от 27.09. 2003 № 170, которое подробно описывает обязанности собственников жилищного фонда и организаций по обслуживанию жилищного фонда. Приводим основные моменты.

«Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:

• шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;

• внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;

• этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных, с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;

• принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушению режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых приборов».

«Собственник жилищного фонда обязан осуществлять модернизацию и реконструкцию электрооборудования жилых домов с целью обеспечения возможности населению пользоваться бытовыми электроприборами мощностью до 4 кВт в каждой квартире с установкой защитного отключения».

Горит оно все синим пламенем!
В чем причина скачков напряжения? Дело в том, что сети были построены давно в расчете на потребление одной квартирой 3–4 кВт. Сегодня россияне стали использовать микроволновые печи, теплые полы, компьютеры, стиральные машины, электрочайники, требующие большей нагрузки - 5 кВт и более. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо реконструировать сети, устанавливать трансформаторы чуть ли не возле каждого дома! Но на все это требуются большие деньги… А пока от скачков напряжения будут гореть бытовая техника и квартиры и, возможно, - погибать люди…

Анна БОНДАРЕНКО