Здоровье - это самое ценное, что есть у человека, а потому, когда наш организм подает сигналы сбоя, мы немедленно обращаемся за помощью к специалистам. Однако последняя, к сожалению, не всегда оказывается на высоте... В Центре правового обеспечения медицинской деятельности нам рассказали о самых распространенных претензиях граждан в адрес врачей. Оказывается, чаще всего петербуржцы жалуются на стоматологические, офтальмологические и акушерско-гинекологические услуги.
В сфере платных медицинских услуг граждане чаще всего предъявляют претензии к зубоврачебным и офтальмологическим частным клиникам. Нескончаемым потоком идут жалобы на работу стоматологов. Большое количество претензий приходится на одну из дорогостоящих разновидностей услуг - протезирование.
На сегодня в Центре правового обеспечения на стадии претензионного урегулирования находится дело 32-летней женщины, прошедшей протезирование зубов в одной из довольно известных стоматологических фирм города. Спустя несколько дней после операции петербурженка стала плохо себя чувствовать: возникли мышечная слабость, головокружение и приступы рвоты. Чтобы выяснить причины недомогания, пациентка прошла комплексное иммунологическое и биохимическое обследования. Результаты анализов показали, что содержание некоторых металлов в организме женщины выше нормы в несколько раз. Причиной этого стал примененный при протезировании зубов материал, предварительно не проверенный на аллергическую реакцию. Стоматологическая фирма, выполнившая протезирование на сумму 220 тыс. рублей, не отказывается от врачебной ошибки. Она готова вернуть деньги пострадавшей пациентке, не доводя дело до суда, ведь под сомнение ставится репутация ее специалистов.
Что касается офтальмологических услуг, то, к примеру, в настоящее время в суде Московского района рассматривается дело о лазерной коррекции зрения, проведенной в одной из очень известных специализированных фирм. В результате платного «лечения» 40-летний мужчина не может вести нормальный образ жизни - после операции у него развилось косоглазие правого глаза. Кроме того, произошло сужение правой глазной щели и западение глазного яблока. В настоящий момент дело находится на экспертизе.
Сиротские слезы ничем не компенсируешь
Очень много жалоб поступает на женские консультации, которые входят в структуру городских поликлиник. Основные претензии - к ведению беременности и лечению гинекологических заболеваний. Вот лишь наиболее яркие примеры.
В суде Фрунзенского района рассматривался случай о ведении беременности. Петербурженка встала на учет в женскую консультацию и сдала необходимые анализы. Их результаты показывали довольно серьезное отклонение от нормы. Но, несмотря на это, врач не направила пациентку на углубленное обследование. В результате на свет появился ребенок с синдромом Дауна. В настоящее время решение суда вынесено и вступило в силу: родителям неполноценного малыша выплачена компенсация. Тем не менее женская консультация продолжает отрицать свою вину.
Не так давно в Кировском районном суде было принято решение в отношении одного из городских родильных домов, где 34-летняя женщина скончалась от кровотечения после родов. Акушерка с 27-летним опытом работы не смогла сориентироваться в сложной ситуации и самостоятельно принять необходимые меры по спасению пациентки…
Родившаяся девочка здорова, сейчас ей три года. С родильного дома взысканы все понесенные пострадавшими расходы, а также компенсация морального и возмещение материального вреда. Кроме того, учреждение будет выплачивать пособие по смерти кормильца до достижения ребенком 18-летнего возраста. Однако мать малышке уже никто не вернет: против сиротских слез бессильны купюры любого достоинства!
Жалуйтесь правильно!
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что люди в белых халатах ошибаются как в государственных и муниципальных медучреждениях, так и в частных клиниках. Дорогостоящее лечение не гарантирует хорошего результата. Нельзя также однозначно сказать, что все дело в непрофессионализме специалистов. Конфликтные ситуации возникают чаще всего в очень сложных случаях, когда врач не может принять правильное решение. Нередка также проблема позднего обращения пациента за помощью, когда сделать что-либо крайне сложно.
Что же делать гражданам, пострадавшим от некачественной медицинской услуги или помощи? Специалисты не советуют обращаться в правоохранительные органы и в ведомственные комитеты, так как это только осложнит дело и сильно его запутает. Как правило, жалобы в ведомственные органы ни к чему не приводят. Гражданин как минимум потеряет полгода на переписку с госучреждением. Бывает, что история болезни «модифицируется» врачами, и в результате решение выносится не в пользу пациента.
По мнению юристов, было бы правильнее сразу же написать заявление в федеральный суд своего района либо по месту нахождения ответчика. Причем исковое заявление необходимо излагать предельно ясно и без эмоций. Если велико желание привлечь врача к уголовной ответственности, сделать это можно только после вступления в силу решения гражданского суда. Также можно обратиться с медицинскими документами в любое экспертное учреждение города. А лучше всего - в экспертную комиссию, в состав которой будет входить судебный медик. На основании его заключения можно будет смело обращаться в федеральный суд в порядке гражданского судопроизводства.
Анна Бондаренко