Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору наделили весьма обширными функциями и серьезными полномочиями. В ее состав вошли ранее разрозненные, а потому работавшие не слишком эффективно ведомства, осуществлявшие ветнадзор, фитосанитарный надзор, рыбнадзор и охотнадзор. Объединение этих контролирующих структур в единую федеральную службу, получившую краткое наименование «Россельхознадзор», по замыслу исполнительной власти должно не только консолидировать работу контролеров, но и создать реальный заслон опасной и некачественной сельхозпродукции, поступающей на внутренний рынок из стран ближнего и дальнего зарубежья.
По данным Территориального управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое приступило к выполнению своих функций в нашем регионе с 1 июня этого года, от 70 до 80% сельскохозяйственных грузов, поступающих в Санкт-Петербург из стран СНГ, вообще не имеют никаких документов, подтверждающих их безопасность. Это означает, что до сих пор львиная доля ввозимого в наш город продовольствия не подвергалась тщательному контролю, как того требуют многочисленные инструкции и документы.
За три летних месяца Россельхознадзор в Санкт-Петербурге зарегистрировал 40 случаев обнаружения карантинных объектов семи видов, выявил 34 тыс. тонн засоренной и зараженной карантинными объектами сельхозпродукции, предназначенной для реализации на территории Российской Федерации. За 8 месяцев 2005 года Управлением был приостановлен ввоз: мяса и мясопродуктов (46,6 тыс. тонн), рыбы и морепродуктов (9,9 тыс. тонн), молока и молочных продуктов (2,5 тыс. тонн), кормов растительного и животного происхождения (14,5 тыс. тонн), 57,7 тыс. голов цыплят.
Наряду с этим были проверены 15 предприятий розничной торговли семенами и посадочным материалом. В ходе мероприятий, проводимых в рамках фитосанитарного надзора, на полигоне «Красный Бор» было утилизировано более 1,5 тонны просроченных пестицидов, выявлены такие нарушения, как реализация просроченных семян, реализация семян и семенного материала, не соответствующего ГОСТу или без необходимых документов, нарушения технологических процессов в части карантина растений. Составлены протоколы об административных нарушениях на 14 предприятиях розничной торговли, двух сельскохозяйственных, двух оптовых предприятиях. Во время выборочных проверок плодоовощной продукции, ввозимой на территорию города и области из других регионов страны, было проинспектировано более тысячи тонн продукции, среди которой 82 тонны не соответствовали требованиям безопасности.
Бизнес негодует
Размах, с которым новая служба приступила к выполнению своих контрольно-надзорных функций, впечатляет. Во многом это обусловлено ее хорошей материально-технической оснащенностью. В оперативном подчинении Управления сегодня находятся референтные испытательные центры: ФГУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория», обслуживающая не только Северо-Запад, но и более отдаленные российские города и веси, ФГУ «Государственный центр агрохимической службы «Ленинградский», расположенный в г. Пушкине и аккредитованный на широкий спектр испытаний в области защиты растений, и ФГУ «Национальный центр качества и безопасности рыбной продукции».
Однако, по словам Николая Широкова, руководителя Управления Россельхознадзора по СПб и ЛО, бизнес-сообщество в штыки встретило принципиальную политику новой федеральной службы, направленную на внедрение в регионе механизма сплошного контроля безопасности ввозимого сельхозсырья и продукции. Предприниматели оказались напуганы тем, что теперь им вместо 6 часов, которые они привыкли тратить на утряску всех формальностей по прибытии парохода фруктов или мяса, приходится ждать несколько суток, прежде чем им оформят документы.
Разница в том, пояснил на днях на пресс-конференции Николай Широков, что раньше, по сути, контроля не было, и трех-шести часов вполне хватало, чтобы подписать «у кого надо» необходимые бумаги. Теперь же все делается строго по инструкции: проводится экспертиза документов, досматривается груз, отбираются пробы для лабораторного анализа, проводятся испытания, которые требуют не меньше суток, после чего груз, к примеру мясо птицы, может быть перемещен на склады-холодильники, указанные, кстати, самим владельцем груза в сопроводительных документах. После прибытия груза на склады-холодильники обязателен вторичный контроль — опять-таки с отбором проб и лабораторными испытаниями. И только после этого мясосырье может отгружаться потребителям – мясокомбинатам, оптовикам или розничной торговой сети. Раньше на практике все обстояло иначе. Ни на какие склады временного хранения большинство сельхозгрузов фактически не отправлялось, а отгружалось оптовым покупателям прямо в порту, минуя двухступенчатый контроль.
И полетели телеграммы…
Другое обвинение, которое выдвинули крупные игроки рынка, — появление на этапе оформления документов посредников между Федеральной службой и владельцами грузов, так называемых брокерских контор, с которыми референтные испытательные центры Управления, имеющие статус ФГУ, заключили договора на оказание для ФГУ услуг по обслуживанию заявителей грузов (отбор проб, работа с лабораториями, экспертиза документов, посредничество в их оформлении). В результате появления посредников, ставших партерами Управления без всякого конкурсного отбора, стоимость оформления грузов, по словам участников рынка, взлетела в десятки, а то и в сотни раз.
Отвечая на эти жалобы, которые благодаря стараниям наиболее активных импортеров дошли как до правительства, так и до прессы, Николай Широков заявил, что референтные центры Управления Россельхознадзора (ФГУ) имеют право заключать подобные договоры с теми, кого считают профессионально пригодными для оказания подобных услуг. Этот вид деятельности, как и многие другие, не подлежит лицензированию, поэтому главным и единственным критерием для ФГУ при выборе брокерской конторы является ее компетентность. Кстати, жалоб на несоответствие брокерских контор обязательным требованиям от предпринимателей так и не поступало. Что касается ценовой политики, то Николай Широков обещал ее откорректировать там, где это будет необходимо. Притом он еще раз подчеркнул, что Управление в данном вопросе ни на йоту не превысило своих полномочий и не нарушило федерального законодательства.
Регулировать скорее всего придется стоимость услуг брокерских контор. Размер же государственных пошлин этого года за оформление грузов фактически мало чем отличается от размера пошлин 2003 г. Например, стоимость «ветеринарной очистки» 1000-тонного парохода с курятиной два года назад составляла 56 тысяч 640 руб., сейчас – 65 тыс. руб., вагона с 20 тоннами говядины (включая отбор проб) — 1330 руб., сейчас — 1625 руб.
Ответственности груз нелегкий
Санкт-Петербург вместе с Ленинградской областью – один из крупнейших транспортных узлов страны. Ежегодно через его морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, пограничные автомобильные переходы, международный почтамт проходит около половины всего объема импортной поднадзорной продукции, ввозимой в российское государство.
Именно поэтому на Управлении Россельхознадзора по СПб и ЛО сегодня лежит большая ответственность за предотвращение ввоза на территорию РФ зараженных поднадзорных грузов. Николай Широков ощущает ее в полной мере. И именно поэтому готов и дальше вместе с командой единомышленников проводить бескомпромиссную политику, несмотря на недовольство отдельных коммерческих структур, считающих надлежащее исполнение федерального законодательства лишней тратой времени и средств.
Всеволод Вишневецкий