В последние годы образ Сергея Кошонина зритель стал связывать с персонажем опера Веригина из «Убойной силы». Но истинные любители театра знают его не только как актера этого сериала, многих художественных фильмов, но в первую очередь как организатора, продюсера и на протяжении вот уже восьми лет вдохновителя Театра антрепризы творческого объединения «Арт-Питер». Благодаря его усилиям, петербуржцы увидели такие замечательные постановки, как «Картины из жизни девицы Любови Отрадиной» с Ириной Мазуркевич в главной роли, «Я должен убрать президента», где труппа актеров – почти в полном составе из «Убойной силы», блистательный «Тувинский метеорит» со студентами Театральной академии.
«Трехгрошовая опера» ни за грош
- Сергей Анатольевич, на спектакли вашей антрепризы попасть крайне трудно. А ведь они идут уже по нескольку лет…
- Мы с самого начала старались делать все по максимуму хорошо и не задумываться, сколько это будет существовать. Для зрителя особый восторг – ощущать себя реальным соучастником событий. И действие происходит в старинном особняке – Доме Кочневой, где мы даем «Картины из жизни…». Зритель передвигается, следует за актерами в полном ощущении себя в центре происходящего. Спектакль играется на особых мускулах, особой энергетике.
А начинался «Арт-Питер», наверное, с момента моего поступления в 1975 году в театральный институт в класс Аркадия Иосифовича Кацмана. С самого первого дня обучения Мастер дал нам установку: «Вы – профессионалы. И только так вы должны отныне относиться ко всему, что мы вместе будем делать в учебных стенах, а в дальнейшем вы самостоятельно - в театре».
- В театре, тем не менее, вы не прижились?
- К сожалению, система государственных театров по сей день обречена на муку и выживание. Это добровольная диктатура, которой актеры, приходя работать, покоряются и зависят от каждого приказа по театру: заняты они в очередном спектакле или нет? Бывает, что актер по 5–6 лет вообще ничего не играет, а только, как в собес, приходит в театр за зарплатой. Причем унижающе мизерной. Система подавления человека как личности, его расплющивания там работает исправно, и вы чувствуете себя добровольным рабом, как бы принесенным в жертву...
Когда, репетируя три года подряд главную роль в «Трехгрошовой опере» в Молодежном театре, я стал жить в долг, уже не мог прокормить семью, то, не выдержав, ушел из театра. Сначала на телевидение, на «51-й» канал, начал заниматься продюсированием. Кстати, моим первым проектом тогда стала цыганская группа «Кабриолет». Собирал состав по крупицам, сам придумал название. Сегодня они занимаются попсой, а мне это неинтересно.
Быстрое реагирование в действии
- И тогда все ваши интересы сосредоточились на созданном вместе с Еленой Корчинской ТО «Арт-Питер» и антрепризных спектаклях?
- Да, антреприза меня привлекает своей экстремальностью. Ее актеров я бы назвал отрядом быстрого реагирования в искусстве. Это как в армии – спецназ. Только суперпрофессионалы - люди, в которых я уверен, которые все делают быстро, качественно. Они не подведут, не подставят, не заболеют, не напьются и так далее… Если в государственном театре вдруг отменяется спектакль, то его заменят другим из репертуара. Отмена в антрепризе - беда. Поэтому каждый спектакль – всегда риск. Наша замечательная актриса Саша Флоренская (зрители знают ее по фильму «Бригада», где она сыграла любовницу Белого) должна была прилететь в пять вечера из Москвы, чтобы в семь выйти на сцену, но «зависла» в аэропорту из-за трагедии в «Норд-Осте». У меня в зале уже собираются зрители, а она сидит в аэропорту, и самолетов не предвидится. Мне надо было принимать решение: либо отменять спектакль, либо… заменить, но кем? Дублеров у нас нет. Я звоню очень уважаемой мною актрисе Оксане Базилевич: «Выручай! Спектакль видела?» Она: «Видела на премьере год назад».
- «Роль помнишь?».
- «Ну, примерно…»
- «Приезжай!»
Она приезжает, запирается с текстом в гримерке, и во втором акте выходит и играет! Спектакль спасен. Вот это я считаю актерским подвигом.
«А подсмотрим-ка мы телек!»
- Помнится, у «Арт-Питера» были интересные телепроекты...
- Это было давно. Сегодня я разочаровался в телевидении. Оно стало депрессивным до дебильности: все эти реалити-шоу мне противны.
- Похоже, сегодня свои планки телевидение подгоняет под вкусы спонсоров: готовят блюдо, за которое хорошо заплатят…
- Показывать можно что угодно, например, как человек нужду справляет, какие звуки издает, титрами дать его мысли при этом, звонки мобильные озвучить... И показывают! Мне думается, что это совершенно потрясающий метод по оболваниванию людей, чтобы в некий удобный момент можно было кинуть им определенный лозунг и повести в нужном кому-то направлении. Я с этим сталкиваюсь порой даже в своей работе. Как только мы начинаем говорить о серьезном, некие личности нас останавливают: это не надо, это слишком сложно, не надо психоложествовать, народ не поймет… Такая тенденция есть, и это подтвердят очень многие актеры. Я же уверен: все равно каждый зритель гораздо умнее, глубже и интеллигентнее, чем о нем думают те, кто это все им показывает. В театре есть такое понятие - «играть на опережение», чтобы зритель за мной поспевал, а не актер ему все разжевывал и клал в рот. А вот телевидение продолжает мне жевать долго и утомительно.
- В связи с этим вы возлагали, как зритель, какие-то надежды на новый «5-й» канал?
- Ну конечно возлагал. Когда-то питерский канал выделялся тем, что он был – интеллигентным и для интеллигенции, со своим телевизионным театром. Но знаете, что в народе теперь говорят о нем, и я разделяю это мнение: новый «5-й» – это калька «Первого» канала для бедных. Образец «под кальку» продукции первого канала - игра «Любовь слепа» - просто апофеоз пошлости, бездарности и траты эфирного времени. Игра на инстинктах. Для русского человека основным инстинктом всегда была халява. А сейчас какой стал, знаете? Посмотреть в замочную скважину. Программа «Окна» делает свой рейтинг именно на нем. Все ее ругают, но все равно смотрят. Из этой же серии и «Любовь слепа». «А давайте подсмотрим!». Не ПОсмотрим, а ПОДсмотрим! К сожалению, мы забыли о том, что искусство – это не жизнь, а стихотворение о жизни. Это какие-то идеалы, какие-то маячки, какие-то, может быть, дальние острова, куда мы плывем. Может, мы до них и не доплывем никогда, но мы туда стремимся!
На выставке картин Ильи Глазунова в Манеже мне запала цитата из книги отзывов: «Поздравляю, вы сделали Достоевского доступным мещанину». Имелись в виду иллюстрации к произведениям писателя… Это к тому, что человечество, как известно, делится на три категории: те, кто читали «Братьев Карамазовых», те, кто не читали, и те, которые никогда не прочтут. Так вот наша культура расстилается перед теми, кто никогда не прочтет «Братьев Карамазовых».
Невыездной Веригин службу не бросит
- Сергей Анатольевич, где зрители смогут увидеть вас как актера вновь?
- Скоро выйдет телесериал «Женский роман» Сергея Снежкина. Главые роли в нем исполняют Дина Корзун («Страна глухих») и Костя Хабенский. Это история про дефолт 1998 года, когда ломались судьбы, семьи, и о том, как самосохраниться в подобной ситуации. Я играю человека, который возвращает долги и решает проблемы. Это не бандит. Это психолог, который точно знает, в какое место человека кольнуть и как ему сделать больно, чтобы он сам принес деньги.
Еще в телевизионном художественном фильме «Три цвета времени» Дмитрия Светозарова я сыграл комсомольско-партийного бонзу, этакого «хозяина жизни». Сейчас снимаюсь у Виктора Доценко, автора фильма «Тридцатого уничтожить». Сейчас снимается «Тридцатый возвращается». Это теле- и кинопроект на семь лет. Будет сниматься и продолжение «Убойной силы», написана очень хорошая серия для моего персонажа. А вообще вся «банда» поедет в Африку снимать историю про спекуляцию алмазами – целых три серии. Мой же герой Веригин – невыездной и остается в Питере.
- В своем Театре антрепризы вы только продюсируете?
- Один спектакль продюсирую (хотя я бы это лучше назвал услугами брата-акушера в помощи рождения спектакля). Это пьеса Саймона «Нечетная пара». В ней будут заняты Артур Ваха, Сергей Селин, Андрей Федорцов, Зоя Буряк, Оксана Базилевич. Постановщик тот же, что и в «Президенте», - Александр Филатов. А сам я буду играть в «Скандальном происшествии доктора Кеттлла и миссис Мун» по Пристли. Мы делаем ремейк этой ретро-пьесы о нашей сегодняшней жизни. Это история банкира-олигарха, мечтающего сыграть на ударной установке партию барабанов в «Половецких плясках» в «Князе Игоре», о том, как человек отказывается от всего и возвращается к своему «я».
Халтурщик? Вылечим!
- Сергей Анатольевич, не могу не задать вам наш традиционный вопрос: какой вы потребитель, на что ориентируетесь, выбирая товары?
- Наверное, непритязательный. Специальных «шопингов» я не делаю, времени на это нет. Бывает, что-то наденешь, примеришь - и сразу почувствуешь: это удобно, это мое. От того, как я одет, зависит мое настроение. Как, впрочем, и от многих других аксессуаров. Очень люблю запахи: «Кензо», «Долче и Габбана».
В технике, как и в одежде, за модой не гоняюсь. Машина у меня скандинавская: «Volvo-940». Я большой любитель этой фирмы, у меня уже ее третья модель. Хотя машина и не новая, но очень надежная, ни разу не подвела. Да и стаж у нее актерский немалый – снялась в трех фильмах. В сериале «Женский роман» Костя Хабенский весь фильм на ней ездит.
- Защищать свои права как потребителю вам доводилось?
- Да. Делал ремонт и заказал по рекламе установку пластиковых окон. Сделали плохо. Была на рушена геометрия: слишком много пены запустили по бокам, и рамы выгнулись. В фирме меня пытались убедить, что по ГОСТу так допускается. Но я хотел иметь ровное окно и пошел в Общество защиты прав потребителей, по их совету заказал независимую экспертизу, которая подтвердила мою правоту. С актом экспертизы я направился в лицензионный комитет, который перед фирмой-бракоделом поставил условие: если не исправят недостатки, срок действия лицензии им продлен не будет. Переделали все очень быстро. Но почему я должен был идти к этому таким долгим путем? Тем более что я внес стопроцентную предоплату работы, причем немалую. Мне же нагло попытались втюхать некачественный товар. Теперь всем знакомым, которые попадают в подобные ситуации, я советую: ребята, не надо ни с кем ругаться, если вашу правоту не признают. Идите сразу в Общество защиты прав потребителей, делайте экспертизу и обращайтесь в лицензионный комитет. Это очень хорошее лекарство против всех халтурщиков.
- Что наиболее раздосадовало вас, Сергей Анатольевич, за последнее время?
- Я разочарован, что в такой огромной стране, как Россия, не нашлось 12 футбольных игроков, которые бы выиграли у Испании. Ну сколько уже можно приезжать на мировые чемпионаты и пешком ходить по полю? Вот это боль моя и позор наш! Болельщики, давайте сбросимся по рублю для них, чтоб они забегали поживее, наконец!
Беседовала Алла ФЕСЕНКО
Фото Олега Мочалова