Для большинства телезрителей актер Евгений Ганелин – майор Жора Любимов из «Убойной силы». Но мало кто знает, что помимо работы в сериалах популярный актер Театра им. Комиссаржевской еще и кандидат искусствоведения, серьезно занимающийся научной работой, а также преподаватель Академии театрального искусства. Он читает лекции не только в Петербурге, но и за рубежом (на английском языке!), пишет докторскую диссертацию, успевая при этом играть в антрепризах и сниматься в кино.
Очищаюсь от «штампов»
- Евгений Рафаилович, зачем успешному, востребованному и популярному актеру заниматься наукой?
- Практическая работа актера базируется прежде всего на изучении себя. Мне необходимо понимать, что я делаю на сцене или в кадре, какая эмоция управляет каждым движением моего героя. Вникая в это, я становлюсь на сцене другим человеком. Глажу, например, по голове мою партнершу по спектаклю «Вор в раю» Анну Банщикову, и уже не вполне понимаю – то ли это я, то ли мой персонаж. Я – уже вроде и не я по моим внутренним ощущениям. То ли это мои руки, то ли его… И это не психиатрическое раздвоение личности, а внутренний контроль актера, и достичь его можно только путем глубокого постижения мыслей и мотиваций другого человека. Каким образом? А это уже серьезная наука, с помощью которой я и хочу во всем разобраться .
- С появлением новых технологий в кино, новых видов искусств меняется ли традиционная методика обучения будущих актеров?
- Хорошая методика - она ведь не при Станиславском родилась, а идет еще от актеров античных театров и передается из поколения в поколение. И когда вдруг кто-то говорит, что изобрел новую актерскую технику, это по большому счету абсолютное вранье. А вот изменилось нынче другое: техникой (компьютерной, цифровой и прочей) порой очень хорошо маскируют актерскую беспомощность. Включите любой телеканал, и вы увидите набор одних и тех же купонных передач, шоу, сериалов. В них все мелькает, сверкает, взрывается, но, по сути, они все равно оказываются не востребованы зрителем. Но вот когда ночью на «Пятом» канале выходит народный артист России Сергей Юрский и читает «Евгения Онегина» - весь город включает телевизор. Это дорогого стоит! И техника не сильно ему помогает: никакой компьютерной графики, даже декорации, наезд камер выполнены по-старому, как это делали в редакции художественного вещания в 60-70-е годы. Сделано это специально, чтобы мы, зрители, следили не за тем, как мигает экран, а за тем, как актер мыслит.
- Ваша диссертация посвящена теме самодеятельного театра. Но самодеятельный театр – не профессиональный. Вы не согласны с тем, что чем делать нечто непрофессионально, лучше этим вообще не заниматься?
- Если вы идете в супермаркет, где высокие цены (это если с потребительской точки зрения взглянуть), покупаете продукт, а он оказывается изготовленным непрофессионально (от старого рассола в банке расползлись огурцы), – вам обидно и досадно за потраченные деньги. Но вот у бабушки возле метро могут оказаться бесподобно вкусные огурчики. А она любитель, за профессионала себя не выдает (я, кстати, знаю в Зеленогорске пару таких бабулек, у которых постоянно покупаю маринованные перцы и грибы). Так же и в любительском театре. В Политехническом институте есть студенческий театр, которым руководит Константин Гершов. Я туда иду, чтобы «снять» профессиональные штампы, которые неминуемо нарастают в профессиональном театре. Конечно, студенты Политеха менее умелые, чем актеры, но они сохранили тот азарт выхода на публику, которого во многих профессиональных театрах уже давным-давно не помнят.
- Вы из академической семьи, и интерес к науке, вероятно, заложен в вас еще и на генетическом уровне?
- Да, мой отец Рафаил Ганелин - профессор, член-корреспондент Академии наук, видный ученый, историк, исследователь. Он никогда не видел во мне будущего актера и пытался увлечь историей, гуманитарными науками. Но, слава богу, родители никогда не препятствовали мне в моих увлечениях. А меня всегда тянуло быть публичным че- ловеком в хорошем смысле - в детские телестанции, театральные кружки. Когда же у меня появились первые научные печатные работы, я понял, что, оказывается, и в нашем актерском деле можно совмещать публичность с наукой. А потому наиболее крупные и заслуженные телевизионные и кинодеятели обязательно занимаются еще и творчеством литературным. Например, Владимир Познер - кроме того что он замечательный тележурналист, к тому же еще и публицист. Он говорит так же стройно и лаконично, как пишет. Только одного еще подобного ему человека я знаю – это Андрей Битов. А знаете ли вы, что режиссер, снявший «Блок-пост», «Особенности национальной охоты» (рыбалки и всего остального) параллельно пишет очень серьезные статьи в журнале «Искусство кино»? Так что без научной работы хорошему практику не обойтись.
- Над чем работаете сейчас вы?
- Начинаю писать докторскую диссертацию. Параллельно, в соавторстве с моей коллегой Ниной Бочкаревой, работаю над книгой «От упражнения – к спектаклю». Я очень люблю, когда спектакли появляются не только за счет пьесы, а на базе тех упражнений – этюдов, пародий, шаржей, наблюдений, - которые ребята сами приносят. Из этого получается очень веселое представление, вызывающее большой общественный резонанс! Я помню, как народ валил на подобные спектакли: «Ах, эти звезды!», «Огонек на Моховой», также «Тувинский метеорит», который мы поставили. Я надеюсь выпустить со студентами еще какой-нибудь подобный спектакль. В театре профессиональном это невозможно. Мы затравлены ежедневной работой, «халтурами», и то живое отношение к профессии, которое еще есть у студентов, в профессиональном театре исчезает.
На сериальном поле - свои «нитраты»
- У режиссеров и зрителей сегодня прямо повальное увлечение сериалами. Иные зрители смотрят по нескольку серий на разных каналах на дню. На ваш взгляд, не является ли «сериальная болезнь» показателем низкого уровня зрительской культуры?
- Скорее не зрительской, а низкой культуры телевизионного руководства телеканалов. Потому что зритель, к сожалению, смотрит то, что ему предлагают. А на него сегодня просто выливают потоки шлака – литературного, режиссерского… У нас есть с чем сравнить. Если вспомнить «Семнадцать мгновений весны» или «Щит и меч», то возникает понимание, что качественная планка всегда была высока. Немногие режиссеры эту высоту держат и сегодня. Среди таковых назову Сашу Рогожкина, Сергея Снежкина. Не буду хвалить «Убойную силу» по полной программе, так как там снимался я сам, но «чеченский» мини-блок – это просто большое кино. Таких высоких профессиональных требований, которые предъявлялись Снежкиным к актерам на съемочной площадке, я не встречал ни у кого, кроме Рогожкина, Сорокина и еще, может быть, москвича Александра Прошкина.
- Что же влияет на конечное качество сериала?
- Все зависит от того, на что режиссер замахивается. Если он хочет подешевле, за два дня снять целую серию видеокамерой с одной лампочкой, то в итоге у нас и появляются сериалы, которые повергают в ужас. Но бывает и по-другому. Так, при очень «сыром» изначальном сценарии «Мангуста», в котором также играл я, режиссер Кирилл Капица при очень слабенькой технике и в очень сжатые сроки ухитрился добиться замечательного результата. Многочисленные звонки с доброжелательными отзывами зрителей – тому подтверждение. А вот «ОБЖ», который нам пытались навязать по всем каналам, – это не сериал, а АНТИсериал. Со сцены, с экрана мы, прежде всего, говорим о человеческих чувствах. И воспроизводим их какими-то человеческими способами. В данном случае эта насквозь фальшивая ситуация в сценарном плане и даже в идейном воплощена фальшивым режиссерским методом. Если бы кто из моих студентов пошел сниматься в «ОБЖ», я бы сразу его отчислил за профнепригодность. А на сам фильм наклеил бы ярлык для потребителей: «Осторожно, возможно несварение желудка!»
- В связи с этим вспомнилось интервью с молодым директором Киностудии им. Довженко. Затеянную модернизацию предприятия на голливудский манер он прокомментировал так: «Кино – это коммерция, а свой богатый внутренний мир режиссеры пусть показывают за свои личные деньги»… Коммерция и искусство – не антиподы?
- Не надо бояться Голливуда. С одной стороны, он выпускает то, что мы называем «дешевое американское кино», а с другой, там работают блестящие актеры и режиссеры, на фильмы которых у нас не попасть в премьерные дни. Да, у нас снимается сейчас много всякой дряни и пошлятины, но ведь запоминаем мы не их, а «Кукушку» Рогожкина… Или Свердловская киностудия, о которой мы сто лет ничего не слышали, вдруг выпускает замечательный фильм «Егерь», взявший первое место на фестивале «Виват кино России!». Да, сейчас засилье сериалов вроде «Бедной Насти», «Бальзаков ского возраста…». И во времена Чехова не Антон Палыч стоял первым в гонорарном списке самых высокооплачиваемых и востребованных писателей. Он стоял на втором месте, а на первом был Крестовский с его «Петербургскими трущобами». Ростки жизни всегда будут пробиваться через самый прочный асфальт.
- В каких работах вы заняты сейчас как актер?
- В антрепризе Сергея Кошонина «Я должен убрать президента». Очень люблю этот спектакль. В нем в основном играют ребята из «Убойной силы» и еще Игорь Лифанов. Это комедия, очень актерский спектакль. Мы играем ее вот уже несколько лет с огромным успехом не только в Питере, но и по всей стране и за рубежом. Ожидаю с нетерпением работы над следующим проектом Кошонина. В родном Театре им. Комиссаржевской последние годы я ничего нового не играл и надеюсь в следующем сезоне получить роль, про которую можно будет сказать «пальчики оближешь». В кино ожидается продолжение съемок и «Убойной силы», и «Мангуста». Есть и другие предложения. Главное в том, что «продолжение следует».
«Попался» на vip-рекламе
- Евгений Рафаилович, а какой вы в своих буднях потребитель – пристрастный или доверчивый?
- Как-то клюнул на рекламу, очень убедительную, так как исходила она от первого лица государства. Это когда Борис Николаевич объявил, что патриоты должны покупать отечественные автомобили. И я купил «жигули»-пятерку. И вот тогда я понял, как попал! Второй счастливый день после этой покупки случился через три года, когда я жигуль продал. Теперь езжу на «фольксвагене» и испытываю огромную ненависть ко всему отечественному автомобилестроению и огромную благодарность к концерну «Ауди-Фольксваген».
Что касается моих потребительских запросов, в этом я последователь советского лозунга «Ешь что дают». Поэтому, когда доводится в различных городах и странах принимать приглашения в рестораны от vip-персон, не отказываюсь. Но с таким же удовольствием могу поесть и в обычной питерской пельменной. Главное, чтобы было чисто и вкусно «по-домашнему». Продукты предпочитаю покупать на рынке, причем у тех продавцов, в качестве продукции которых сам неоднократно убедился. Когда слышу утверждение, что отечественные продукты лучше западных – сомневаюсь. Ведь сейчас у нас также все перевели на те же самые западные технологии! Все сравнялось. Например, про пиво раньше у нас говорили: «Что – наше, вот немецкое – это да!» А приехали к нам немцы в гости – пили наше питерское пиво и были очень довольны. А еще мы с сыном (ему 13 лет) очень любим питерское мороженое. Заходим в кафе, берем по три разноцветных шарика – и все равно нам, на каком комбинате оно сделано. Просто получаем удовольствие!
- Это правда, что вы с женой любите выйти в залив на лодке порыбачить?
- Да, очень. Благо дача на берегу залива. Кстати, своей лодке фирмы «Мнев и К» я просто не нарадуюсь – удобная, красивая. Даже на берегу коллеги-рыбаки подходят: «Откуда такая, наверное, импортная?» А производитель ее – тоже наш, питерский.
- Антрепризу Сергея Кошонина «Несколько дней из жизни девицы Отрадиной». Это фантастика!
Беседовала Алла ФЕСЕНКО
Фото Олега Мочалова