Ирина Мазуркевич училась в Горьковском театральном училище, когда в свой коллектив ее пригласил режиссер Ленинградского театра им. Ленсовета Игорь Владимиров. С тех пор за ее плечами – десятки звездных ролей в кино, в числе которых «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «О бедном гусаре замолвите слово», «Трое в лодке, не считая собаки», «Все будет хорошо». Сегодня заслуженная артистка России Ирина Мазуркевич служит в Театре Комедии им. Акимова.
— Ирина, в интернете я наткнулась на один из форумов, где девушки 15–17 лет делятся своим восхищением, мечтая быть похожими на вас. Поколение «татушек» и «земфир» вопреки моде на раскованность учится у вас женственности. Вы сами это чувствуете?
— Да, чувствую – по отношению своих поклонниц, по растущему интересу к спектаклям театра у молодежи, их чуткому зрительскому отклику. В Театре Комедии снова очень выросла посещаемость, залы полны даже в будние дни. Это очень приятно. Приятно и то, что меняется и культура молодых зрителей. Был такой период, когда во время спектакля с задних рядов слышался звон бутылок, стук пустых пивных банок, какой-то неуместный двусмысленный смех в паузах… Сейчас подобного становится все меньше. А еще пойти в театр стало дешевле, чем в кино. И это тоже сыграло свою роль – хорошую роль. Ведь «живое» искусство – оно и есть живое. А просто развлечься можно и в кино.
— А вы в кино ходите?
— Иногда.
— Какой фильм из последних произвел на вас сильнейшее впечатление и который вы хотели бы рекомендовать всем?
— Да никакой. Недавно посмотрела «Убить Билла» — очень зрелищно. Фильм исключительно для большого экрана. Чистая развлекуха, что и было задачей режиссера. Но чтобы рекомендовать? Нет, он на особого любителя жестоких боевиков. Очень понравился фильм Алексея Учителя «Прогулка». Совершенно неожиданно для себя (ну ничто абсолютно к этому не подводило) я заплакала в конце. Необычный фильм с трогательным финалом и блистательной актерской игрой.
— Согласна с вами, но вот смотря иные отечественные телесериалы, порой ловлю себя на мысли, что актеров на роли в них подбирают не по талантам, а по каким-то другим, неведомым зрителям, критериям…
— Современное кино – все больше коммерция и все меньше творчество. И все чаще случается так, что деньги, выделяемые на производство фильма именно под артистов, по дороге к ним как-то тают. Остаются настолько мизерные суммы, что ни один уважающий себя артист за эти деньги работать не станет. А соглашаются те, кто не имеет вообще никакой работы, или начинающие актеры, которые надеются если не заработать, то хотя бы «засветиться». Поэтому многие сериалы – бесцветны и неинтересны. Я убеждена: чтобы снимать непрофессиональных артистов, сам режиссер должен быть суперпрофессионалом! Сериал держится на большом количестве текста. И им надо уметь действовать, им надо общаться, а не просто произносить. В сериале профессионал виден сразу. Вот к примеру сейчас идет по НТВ «Я все решу сама» с Ольгой Понизовой в главной роли. И эта одна по-настоящему профессиональная артистка оживляет собой практически весь серый фон сериала. Или «Таксистка» — тоже событие в телевизионном кино. Фильм «Прогулка» получился таким пронзительным, так как в нем сыграли артисты из театра Петра Фоменко. Они еще не известны всенародно, но это – уже Артисты.
— В каких сериалах снимались вы?
— За свою жизнь я участвовала в двух таких работах: сериале «В зеркале Венеры» и «Агентство» (сейчас идет по Рен-ТВ). Два года назад мы сняли 32 серии, а сейчас продолжаем еще 32. Режиссер — Андрей Максимков, автор сценария — Вася Сазонов. Они друзья, вместе участвовали в капустниках. Каждая серия – каскад «кавээновских» острот. Это называется «ситком» — ситуативная комедия, в которой каждые 20 секунд должны взрываться смехом. У нас сложилась дивная творческая команда. Прекрасная художница Полина Федосова к каждой серии подбирает особые костюмы. По их цвету серии называются: розовая серия, полосатая, черно-белая, графическая и так далее. В нашей команде мы все друг друга любим, уважаем и стараемся друг другу помогать. В результате от работы получаем огромное удовольствие, вероятно, поэтому и сериал удался. Недавно я ездила в Петрозаводск, где меня встретили словами: «Ой, мы ведь каждый день буквально бежим с работы, чтобы успеть к началу фильма!» Такой отзыв – самый приятный. Значит мы работаем не напрасно.
Все будет хорошо
— Вы по жизни всегда удачливы, или и вас, как многих, не обошли периоды безработицы, кризиса и депрессий?
— В театре да, был период простоя, хотя не могу сказать, что он вызвал у меня депрессию. Я по натуре оптимист и всегда верю, что все будет хорошо. С самого начала карьеры я настраивала себя на то, что театр – это не вся жизнь, а только лишь работа, частица жизни. У меня есть свой дом, у меня всегда была личная жизнь, я всегда была в кого-то влюблена, я никогда не была одинока, и мне никогда не приходилось приносить работу в жертву личной жизни или (не дай Бог!) наоборот… И вообще подобные ситуации, когда говорят, что, мол, я все бросила в «ноги искусству», мне кажутся надуманными. На седьмом месяце беременности я выходила на сцену Театра «Ленсовета» в роли Ани в «Вишневом саде», и о моем положении никто не догадывался. А через месяц после рождения дочки Лизы я уже снова была на сцене. Три месяца не отразились на моей актерской карьере, а вот роль мамы в жизни сделала меня полноценной счастливой женщиной. Именно поэтому у меня никогда не было никаких депрессий. Даже тогда, когда в течение пяти лет в театре для меня не было новых ролей.
— А с чем был связан эпизод вашей жизни, когда вы надели кепку и сели за баранку автомобиля в качестве частного извозчика? Это было от безвыходности или из актерского озорства?
— Из обостренного интереса к жизни во всех ее проявлениях. Эту идею наше телевидение даже использовало для отдельной передачи обо мне. Задумка была такая: совершенно случайные пассажиры ловят такси, узнают в «водиле» заслуженную артистку Мазуркевич и начинают задавать ей разные вопросы. Так сказать, народное интервью. Но на деле петербуржцы, узнав меня, вместо вопросов начинали мне рассказывать о себе. И это было так интересно, такие потоки, выплески личной жизни горожан! Получилось, что интервьюировала их я, держась одной рукой за «баранку», а другой за микрофон. Жаль, что в передачу вошли лишь маленькие кусочки от того уникального пласта житейских историй. А для себя я убедилась, что если вдруг «что-то случится», я смогу заработать на кусок хлеба и как таксист.
«Роликовый» суперпорошок
— Вам приходилось участвовать в рекламе?
— От таких предложений отказываюсь. Мне кажется, что потом, когда я буду выходить на сцену театра, меня непременно будут ассоциировать с рекламируемым продуктом.
— А как потребитель на рекламу соблазнялись?
— Да, и часто. Как и все женщины, поверила убедительному ролику про «Комет-гель», который, якобы, сходу уничтожает любые загрязнения. Ничего подобного! Наши питерские «Пемолюкс» и «Пемоксоль» нисколько не хуже. А как красочно расписывают в роликах различные стиральные порошки! Мне же теперь, после экспериментов с ними, кажется, что это в разные коробки насыпан один и тот же порошок, так как разницы особой между ними на деле нет. Наш «Аист», на мой взгляд, стирает ничуть не хуже хваленого «Тайда». Но все равно после каждой новой рекламы думается: а вдруг этот будет действительно лучше? И снова покупаю. Но вот на чем я категорически перестала экспериментировать – это на косметике.
— Как же вы ее подбираете?
— Какая косметика нужна – сразу понять очень сложно. Допустим, хвалят какой-то крем с необыкновенным эффектом. А сравнивать-то его мне не с чем: у меня одно лицо и одна жизнь. Если бы я одну жизнь пользовалась одним кремом, а вторую – другим, то сравнила бы эти два лица. Я ведь не знаю: от образа ли жизни, генов ли у меня именно такое лицо или благодаря крему. Если бы я им не пользовалась — было бы лучше или хуже? Я не знаю. Определенно могу сказать, что косметику надо периодически менять. Мне нравится немецкая линия «Dr. Shiller». Подбираю и другие, но не в магазинах, а в аптеке. Одно время пользовалась кремами от «Невской косметики». Их продукция качественна и очень хороша для молодой кожи.
— Ваша популярность мешает вам как покупателю?
— Да, особенно во время похода за продуктами на рынок. Бывает, продавцы меня узнают и так заболтают-залялякают! И одновременно обвесят настолько, что потом даже стыдно становится: и как я дала себя так обвести вокруг пальца?! Но я человек принципиальный и всегда любила «качать права». Поэтому на рынок ходила с безменом. При продавце мне, конечно, взвешивать было неудобно. Но, отойдя в сторонку, я делала контрольный замер. И возвращалась. Потому что частенько вместо четырех килограммов картошки в пакете оказывалось два с половиной… Досыпали безо всяких разговоров.
Кстати, вашим читателям из своего опыта могу дать совет, как не дать себя обвесить. Любой весовой товар на рынке покупайте, держа в руках безмен. Не обязательно при этом им пользоваться по назначению. Если недобросовестный торговец видит заранее, что покупатель настроен категорично, он лишний раз рисковать с обвесом не станет. Не дать себя обвесить — это, по сути, защита не только своих прав, но и прежде всего своего достоинства! Когда нас унижают в иных жизненных ситуациях, нам это всегда неприятно. Но почему же мы спокойно терпим и прощаем, когда нас обвешивают? Допускаю, что продавцам живется нелегко, ну так пусть они на своем уровне также борются за свои права и свое достоинство.
Жестокая «шутка»
— Приходилось ли вам, как потребителю, бороться за свои права?
— Однажды мой муж (Анатолий Равикович, народный артист РФ. – Прим. ред.) подъехал к «Ленфильму» и оставил на платной парковке возле магазина «Цветы» свою машину. Он готов был заплатить за парковку, но в 9 утра обслуживающий ее персонал, видимо, еще спал. Когда Равик уже вечером вышел на улицу — машины он не нашел. Что испытал человек, у которого слабое сердце, несколько перенесенных инфарктов, любой может себе представить (хотя, думаю, и здоровому это не очень бы понравилось). Равик растерянно бегал, искал машину на улице, позвонил мне, я его успокаивала как могла — здоровье важнее. Но он разнервничался ужасно. Коллеги отвезли его в милицию, где машину объявили в розыск. А еще через какое-то время знакомым пришло в голову спросить про автомобиль у обслуги той самой парковки. Оказалось, что он эвакуирован со стоянки в другой район города. Муж заплатил за хранение и эвакуацию очень большие деньги и уже на своей машине вернулся домой – измученный и больной от пережитого стресса. Я решила эту ситуацию чиновникам не спускать — это же беспредел! Уверенная в своей правоте, на следующий день вошла в кабинет хозяина стоянки и, не обращая внимания, что в тот момент у него сидели какие-то люди, заявила, что за подобное издевательство над больным человеком он будет отвечать в суде. Деньги мне были сразу же возвращены (причем оказалось, что муж, как инвалид II группы, имел право на бесплатную парковку!).
Европа – хорошо, а Захонье — лучше!
— Каковы источники радости вашей жизни?
— На работе это репетиции нового спектакля по пьесе К. Чапека «Средство Макропулоса». Замечательная бенефисная роль Эмилии Марти – большая ответственность. Другая радость – моя личная жизнь, дом в Псковской области среди леса, где потрясающе чистый воздух.
— То есть европейским курортам в летнюю пору предпочитаете размеренную деревенскую жизнь?
— Ой, полтора года назад мы ездили в круиз по Европе: Франция, Англия, Нидерланды… Я была там впервые, получила сильные впечатления, но при этом не могла дождаться, когда же, наконец, попаду в любимое Большое Захонье — проведать свои цветочки, кустики…
— А фрукты-овощи?
— Ну лук воткну да морковку гранулированную заброшу – все само растет! Что-то большее вырастить – это надо там жить подолгу. Иначе за три дня так все зарастет, что на прополку никаких сил не хватит! Вот, может, когда уйду на пенсию и буду там жить постоянно… с внуками… Да все равно дешевле купить!
— Я только недавно перестала исполнять роли принцесс, ну неинтересно это уже стало! А дочь Лиза у нас уже взрослая – работает администратором на телеканале «СТО» и учится на менеджера в Институте сервиса и экономики. Как сложится ее жизнь – загадывать не будем. Главное, чтобы она была счастлива. Тогда буду счастлива и я!
Беседовала
Алла ФЕСЕНКО