Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Я его слепила из того, что было…»

Девять из десяти замороженных блинчиков с мясной начинкой, приобретенных в магазинах города и проверенных в государственной испытательной лаборатории «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА», не соответствуют составу, указанному на потребительской упаковке. Таковы результаты очередной проверки Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль», проведенной накануне Масленицы.

Не покупайтесь на рекламу!

 

Прилавки магазинов с различными полуфабрикатами сегодня просто ломятся от изобилия. «Замороженный фастфуд» настолько плотно вошел в нашу повседневную жизнь, что многие потребители уже просто не могут от него отказаться, забывая о том, что время, сэкономленное на разогреве «готовой» еды, с лихвой компенсируется многочисленными рисками для здоровья, связанными с ее употреблением.

Пик продаж на замороженные блинчики традиционно падает на масленичную неделю, которая в этом году пройдет с 20 по 26 февраля. Где-то за месяц до всенародного праздника монополисты рынка замороженных полуфабрикатов, нарастив финансовый «жирок» за счет категории доверчивых и «вечно спешащих» покупателей, обрушиваются на них с экранов телевизоров с очередной массированной рекламой своих продуктов. И здесь самое время заметить: уважаемые потребители, не покупайтесь на рекламные обещания «полуфабрикатных королей» – доверяйте только результатам испытаний государственных и общественных организаций по защите прав потребителей, которые непредвзято и объективно показывают гражданам всё, что скрыто под яркой и броской потребительской упаковкой.

Мелкая рогатая… курица

Экспертизу замороженных полуфабрикатов – блинчиков с мясом – «Общественный контроль» проводит ежегодно накануне Масленицы, и каждый раз сталкивается с различными способами введения покупателей в заблуждение.

На этот раз один из образцов поставил в тупик даже экспертов. Так, в составе блинчиков с курицей, изготовленных ООО «ПЗЛ «Элика» (Московская обл.) под частной маркой торговой сети «О’Кей», кроме мяса птицы были обнаружены следы свинины, говядины и даже мелкого рогатого скота, о чем на этикетке полуфабриката не было сказано ни слова! Методика испытаний не позволяет провести количественный анализ наличия в продукте тех или иных ингредиентов, лаборатория лишь фиксирует факт: ДНК указанных тканей животных в составе начинки обнаружена!

– Даже трудно предположить, из каких соображений производитель так поступил, – недоумевает профессор, заведующий кафедрой технологии мясных, рыбных продуктов и консервирования холодом Университета ИТМО Александр Ишевский. – Либо они добавили в фарш для этих блинчиков мясной полуфабрикат, оставшийся от производства другого продукта, либо сэкономили на этикетке. На больших предприятиях упаковку заказывают в большом количестве оптом, но состав сырья часто нестабилен. Вот и наполняют продукт одного наименования разным составом фарша в надежде на то, что потребитель не пойдет в лабораторию с целью проведения проверки.

Кроме указанных ингредиентов в составе начинки блинчиков с курицей от ООО «ПЗЛ «Элика» был обнаружен еще и соевый белок, не заявленный на этикетке. Это еще один штрих к портрету частной марки торговой сети «О’Кей», которая не в первый раз своих покупателей вводит в заблуждение.

– Уверена, что в фарше блинчиков нет баранины или козлятины, которые стоят дорого, – считает доцент кафедры экспертизы потребительских товаров Политехнического университета Петра Великого Ирина Асфондьярова. – Скорее, речь можно вести об отходах обработки мяса, обрези, которую только в фарше и можно использовать. И наличие соевого белка в этом случае вполне объяснимо, поскольку он дает начинке объем и нужную консистенцию, а также впитывает влагу. И при этом существенно снижает себестоимость основного сырья.

 

Засекреченная свинина

 

В ходе прошлогодней проверки блинчиков с мясом специалисты «Общественного контроля» отмечали, что производители часто используют свинину, не указывая ее на этикетке. В этом году ситуация повторяется: свинина по-прежнему присутствует в начинке, хотя производители заявляют покупателю, что блинчики сделаны исключительно из говядины.

Так, по результатам нынешней проверки среди нарушителей вновь оказалось ООО «Морозко» из Ленинградской области. Если в прошлом году незаявленная свинина была обнаружена в продукции торговой марки «Морозко», то сейчас проверку не прошли блинчики «Царское подворье», приобретенные в магазине «Полушка».

В очередной раз, как и в прошлом году, информацию о наличии свинины в блинчиках скрыла от покупателей на упаковке компания ЗАО «ПК «Корона» из Новгородской области. В прошлом году это предприятие делало блинчики под частной маркой «Каждый день» торговой сети «Ашан», а в этом году – уже под частной маркой «Аппетитно круглый год» торговой сети «Карусель». Частная марка новая, а беда старая: недостоверная маркировка продукции, что противоречит Техническому регламенту Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

– Очевидно, что фарш в таких полуфабрикатах используется не самого лучшего качества, в ход идет мясо с большим содержанием соединительной ткани, хрящами. Чтобы сделать его сочным, производитель добавляет обрезь, остающуюся после обвалки мяса, или сублимированную свинину в виде порошка, который делают из остатков мяса и шкурки. При разбухании эта добавка дает нужный объем и сочность начинке, – говорит Александр Ишевский.

Незаявленная на этикетке свинина была также обнаружена в блинчиках с мясом «Наша трапеза» (ООО «Качественные продукты», г. Москва) и «Эль Ранчо» (ООО «Гурман», Московская обл.).

– Конечно, используют не мясо свинины, а свиной жир и обрези сала, которые придают фаршу сочность и объем, – подчеркивает Ирина Асфондьярова.

 

Со вкусом говядины

 

Три изготовителя – ОАО «ОМП» (г. Москва), ООО «Лина», ТМ «С пылу С жару» (г. Рязань) и ООО «Равиоли» (г. Санкт-Петербург) – на этикетке своих блинов в составе заявили говядину. Однако с помощью лабораторного анализа в этих образцах ее обнаружить не удалось. Вместо говядины была выявлена свинина.

– Это, конечно, откровенный фальсификат, – считает Александр Ишевский. – Пишут, что начинка сделана из говядины, а на самом деле кладут замену и, скорее всего, обильно сдабривают пищевой добавкой, имитирующей вкус говядины. Понять, из чего на самом деле состоит начинка, в этом случае даже специалисту практически невозможно. Налицо реальный обман потребителя.

 

Поскребли по сусекам

 

Не только состав фарша, но и пищевая ценность блинчиков многих изготовителей не соответствовала информации, указанной на упаковке.

Так, в ряде образцов оказалась занижена массовая доля белка: в блинчиках «Наша трапеза» (ООО «Качественные продукты») – 7,7 г вместо заявленных 9 г на 100 г продукта; в блинчиках «Царское подворье» (ООО «Морозко») – 6,8 г вместо 8,9 г. Отклонения по пищевой ценности были зафиксированы также в продукции торговых марок «Аппетитно круглый год», «Эль Ранчо», «Равиолло» и «Блинчики с курицей» (частная марка торговой сети «О’Кей»).

По мнению доцента кафедры экспертизы потребительских товаров Политехнического университета Петра Великого Людмилы Ниловой, это может объясняться тем, что производители использовали муку низкого качества.

– Пищевая ценность продуктов из муки рассчитывается на основе данных стандартного количества белков, жиров, углеводов в сырье. Мука делится на хлебопекарную, богатую клейковиной, и общего назначения – с пониженным ее содержанием. В муке высшего сорта клейковины не менее 28%, в муке общего назначения ее содержится 23%. Поскольку для блинчиков содержание клейковины не так важно, как для выпечки хлебобулочных изделий, производитель мог взять либо муку общего назначения, либо смешать разные виды муки. Поэтому и белка в полуфабрикате получилось меньше, – объясняет Людмила Нилова.

P.S. Материалы экспертизы блинчиков с мясной начинкой направлены в Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу для принятия мер административного реагирования.

 

Ирина Голубенко

 

Слово – экспертам

Лариса Шаповалова, начальник отдела контроля качества продукции и услуг по обращениям потребителей СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг»:

– Продукция разных производителей может отличаться количеством и составом начинки. Перед покупкой больше информации вам предоставят блинчики в прозрачной полиэтиленовой упаковке. Они не должны быть деформированными или слипшимися. Если на них виден налет снега, то, скорее всего, они подвергались повторной заморозке.

Цвет теста – от светло-кремового до кремового, равномерный по всей поверхности. Излишне желтый оттенок блинчиков может свидетельствовать о том, что в тесто добавлен краситель. Информация на упаковке должна быть легко читаема.

Замороженные полуфабрикаты в магазине и дома должны храниться в холодильной камере при температуре не ниже -18 градусов; размороженные блинчики лучше приготовить в течение 24 часов.

 

Наталья Павлюк, врач-диетолог:

– Людям, придерживающимся здорового образа жизни или снижающим вес, нежелательно употреблять полуфабрикаты, купленные в магазине. Они, как правило, содержат растительный белок, растительные жиры, ароматизаторы, усилители вкуса и консерванты. Это позволяет производителям уменьшить себестоимость продукции, увеличить срок годности, но при этом пищевая ценность продукта снижается. Таким образом, в полуфабрикате может оказаться намного меньше усвояемого белка, витаминов, минеральных веществ и биологически активных минорных компонентов, необходимых для поддержания здоровья человека. Зато много насыщенных жиров, избыток которых способствует набору веса, увеличению риска сердечно-сосудистых заболеваний. Усилители вкуса воздействуют на пищевые рецепторы, что приводит к формированию пищевой зависимости. Избыточное количество соли способствует повышению артериального давления и развитию артериальной гипертонии.

 

При реализации проекта «Скажи фальсификату «НЕТ!» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 68-рп и на основании конкурса, проведенного ООД «Гражданское достоинство».