Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Оливье по-русски — с кишечной палочкой и дрожжами

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»: 8 ИЗ 9 ПРОВЕРЕННЫХ МЯСНЫХ САЛАТОВ НЕ СООТВЕТСТВОВАЛИ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ

Салаты собственного приготовления в торговых сетях идут нарасхват, особенно перед праздниками. Что и говорить — быстро, удобно, но, как показывают исследования «Общественного контроля», не всегда безопасно. Результаты экспертизы салатов прошлых лет и раньше не внушали оптимизма. Но на этот раз количество образцов, не соответствующих санитарным нормам и правилам, побило все рекорды: в восьми из девяти салатов были выделены БГКП — бактерии группы кишечных палочек.

ОПАСНАЯ ЕДА

Знакомая фраза о бесплатном сыре многих наводит на мысль: чем дороже, тем лучше. Покупать в дорогих магазинах качественные товары советуют и специалисты. Поэтому помимо привычных гипермаркетов («О’Кей», «Ашан»), где отовариваются большинство петербуржцев, «Общественный контроль» посетил элитные супермаркеты — «Супер Бабилон» и «Лэнд», чтобы проверить, как там соблюдаются требования по реализации кулинарной продукции. Еще несколько образцов салатов было приобретено в универсамах «Тегра», «Придорожный», «Сампо» и «Spar».

10 образцов мясных салатов были отправлены на исследование в испытательный центр ГНУ ВНИИ жиров Россельхозакадемии. Продукцию проверяли по органолептическим и микробиологическим показателям, то есть на вкус, запах и санитарную безопасность.

С «кислым запахом микробиологической порчи», как сказано в протоколе испытаний, оказался король салатов — оливье, приобретенный в универсаме ООО «Тегра». В образце был обнаружен целый букет нарушений: БГКП, на порядок превышено содержание КМАФАнМ и в два с половиной раза — содержание дрожжей.

КМАФАнМ — это общее количество микроорганизмов, обнаруженных в образце. Среди них могут быть всякие: патогенные, условно патогенные и абсолютно безопасные. «Такой симбиоз не опасен, если их численность не выходит за пределы установленной нормы. Но когда микробов становится много, они начинают размножаться со скоростью сходящей с горы лавины, — пояснила и. о. руководителя лаборатории Нина Храброва. — В этом случае отравиться таким салатом ничего не стоит».

— Повышенное количество дрожжей в продукте вызывает микробную интоксикацию, которая может сопровождаться расстройством пищеварения, слабостью и снижением работоспособности, — предупреждает главный миколог Петербурга профессор Виталий Антонов.

Кроме того, на этикетке образца оливье из ООО «Тегра» отсутствовала обязательная информация для потребителя: сроки годности, состав продукта, его пищевая и энергетическая ценность, условия хранения, информация о подтверждении соответствия, нормативный документ, в соответствии с которым изготовлен продукт. А это уже нарушение ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».

«МЫ КАК МИНЕРЫ»

Наличие БГКП и отсутствие необходимой информации для потребителя на этикетке было установлено в образцах весовых мясных салатов, приобретенных в универсамах ЗАО «ТД «Придорожный» («Оливье»), ЗАО «Сампо» («Калининский»), супермаркетах «SPAR» («Мясной Московский») и ООО «Супер Бабилон» («Мужской каприз», произведен ООО «Кулина»).

Образцы салатов, приобретенных в гипермаркете «О’Кей» («Мясной»), «Ашан» («Деревенский», изготовитель ООО «Влад») и ООО «Лэнд» («Мясной») имели всю необходимую информацию для потребителя на этикетке, но также были признаны специалистами не соответствующими по микробиологическим показателям из-за наличия БГКП. «Мы как минеры,

— признается Нина Храброва. — Все испытываем на себе, нередко сами от этого страдаем».

— Кишечная палочка, обнаруженная в пищевых продуктах, может привести к вспышке кишечных заболеваний с последующим развитием дисбактериоза и нарушением деятельности желудочно-кишечного тракта, — считает доцент кафедры СЗГМУ им. Мечникова Лариса Лавут. — То же самое относится к другим нарушениям: высокой бактериальной обсемененности продукта (КМАФАнМ) и повышенному содержанию дрожжей. Все они свидетельствуют о несоблюдении санитарных правил на производстве, начиная от некачественной обработки сырья и технологии приготовления до режима и сроков хранения и реализации продукции.

Безопасным оказался только один образец: фасованный салат оливье ТМ «Каждый день», приобретенный в ООО «Ашан». Тем не менее он также вызвал нарекания экспертов: негармоничный запах и вкус с заметным преобладанием одного компонента — картофеля. Впрочем, качество продукта вполне соответствовало цене, которая оказалась самой демократичной: 147 руб. за кг, что в два раза ниже средней цены остальных образцов.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Результаты проведенной экспертизы касаются исключительно тех образцов салатов, которые были приобретены для исследования, а не всех салатов, которые реализуют упомянутые предприятия торговли. Тем не менее «Общественный контроль» проинформировал изготовителей и продавцов мясных салатов, которые не соответствовали обязательным требованиям.

Некоторые компании проигнорировали сигнал «Общественного контроля». Однако наиболее сознательные сообщили о принятых мерах. Так, по сообщению генерального директора универсама «Сампо», магазин усилил контроль качества сырья, обозначил «информацию для потребителей, а именно: состав продукта, пищевая и энергетическая ценность, срок годности, условия хранения». А повар «за ненадлежащий контроль за качеством выпускаемой продукции и информацией для потребителей лишена премии за ноябрь месяц на 50%».

Если в «Сампо» наказали повара, то в универсаме «Придорожный» и вовсе в связи с «нерентабельностью кулинарного производства» решили закрыть кулинарный цех с 01.12.2012. На поставку салатов магазин заключил договор со сторонней организацией.

В ООО «Лэнд-1» заявили, что дополнительно сдадут на лабораторные исследования образцы мясного салата, а генеральный директор ООО «Тегра» от лица универсама принесла извинения за неполную информацию для покупателей на ценнике и сообщила, что в магазине в ближайшее время будут установлены весы, печатающие полную информацию на этикетке.

Генеральный директор магазина № 2 ООО «Супер Бабилон Санкт-Петербург» сообщил, что после проверки «Общественного контроля» предприятие закупило новое оборудование, позволяющее наносить на этикетку обязательную информацию для потребителя в полном объеме, и прислал копии этикеток в качестве подтверждения.

Что ж, судя по реакции предприятий торговли, многие из них всерьез отнеслись к сигналам общественников, и это вселяет оптимизм. Значит, работа, которую делает «Общественный контроль», проходит не впустую. Тем не менее материалы проверки качества и безопасности мясных салатов 22 ноября 2012 г. были направлены в Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу. Наверняка чиновники помогут изготовителям и продавцам салатов еще до удара курантов навести полный «санитарный марафет» в своем салатном царстве, чтобы потребители к новогоднему столу получили только безопасную, качественную продукцию и с полной информацией на этикетке.

Алиса САВЕЛЬЕВА

http://www.zoofirma.ru/