Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Колбаса «ДОКТОРСКАЯ»: иллюзий больше нет

Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль»: ни один из проверенных образцов вареных колбас «Докторская» и «Молочная» не соответствует требованиям старого советского ГОСТ 23670-79. Новый российский ГОСТ Р 52196-2003 позволяет увеличивать сроки годности вареных колбас до 60 суток и изменять состав, уменьшая их стоимость. И даже при таких послаблениях только один образец из десяти уложился в требования российского ГОСТа.

МЕЧТЫ НЕ СБУДУТСЯ

Увы, старой доброй «Докторской» и «Молочной» в магазинах больше нет и, похоже, не будет. Об этом говорят результаты проверки качества вареных колбас, которую в очередной раз провел «Общественный контроль». Причин, конечно, много, но одна из них, наверное, главная: «варенку» по старому советскому ГОСТу сегодня ни одна торговая сеть не положит на прилавок из-за неприлично короткого срока ее реализации — 72 часа. О таких сроках годности нынче, наверное, мало кто помнит!

Сегодня каждый производитель знает: со сроком годности вареной колбасы менее 15 суток даже не подходи к закупщику сети! Стоит ли удивляться, что 7 из 10 проверенных образцов колбас имели срок годности 60 суток, 2 образца — 30 суток, 1 образец — 20 суток, и 1 образец от ООО «Иней» (СПб) — 16 суток.

Мясокомбинаты не скрывают на оболочке те компоненты, которые в век «инноваций» продлевают жизнь вареной колбасе: стабилизаторы, эмульгаторы, загустители, консерванты, влагоудерживающие агенты, усилители вкуса, крахмал, соя, клетчатка. Однако мы, потребители, по-прежнему мечтаем о той самой «Докторской», из мяса и без посторонних добавок! К сожалению, эти мечты уже вряд ли когда-нибудь сбудутся.

Правда, есть один способ «натурализации» пищевых продуктов, в т. ч. и вареных колбас. Это создание условий для их реализации. Вполне подошел бы формат небольших магазинчиков узкой специализации «у дома», хозяева которых могли бы зарабатывать не за счет большого ассортимента, алкоголя и сигарет, а за счет продажи качественных продуктов питания, полученных напрямую от производителя. Стоимость аренды и налогообложение таких магазинов должны быть льготными, поскольку ассортимент ограничен, например, мясомолочной группой и совпадает с коичеством поставщиков торговой точки. Но у нас сегодня в Санкт-Петербурге почти вся торговля сетевая, а мелкая розница в загоне. Откуда же взяться натуральным продуктам? Чтобы изменить ситуацию, необходимо регулирование потребительского рынка. А этого сегодня нет. В результате сетевые продавцы отрегулировали рынок под себя.

Изготовители, все без исключения, вынуждены подстраиваться под сетевиков. Наверняка некоторые из них, представляющие в основном малый бизнес, с удовольствием ушли бы из дешевого сегмента продукции с длительными сроками годности в сегмент премиальный, рассчитанный на покупателя, который не хочет употреблять в пищу эмульгаторы и стабилизаторы и которому нет надобности хранить в своем холодильнике батон колбасы массой 400 г месяц или два. В этом случае и малый бизнес бы успешно развивался, конкурируя с сетями за рынок сбыта, и потребитель имел бы право выбора и возможность употреблять в пищу натуральные продукты, особо не вчитываясь в состав, заранее зная, что в маленьком магазине, дорожащим каждым покупателем, его никто не собирается вводить в заблуждение. Да вот беда! Уходить малому бизнесу фактически некуда: мелкая розница развалена, и все дороги упрямо ведут в торговые сети.

Хотя, когда видишь в гипермаркете «О’Кей» колбасу «Докторская» от ООО «Пит-Продукт» по 410 руб. за кг, невольно думаешь: раз дорогая, значит, точно по ГОСТу! Однако протокол испытаний ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория», выданный на эту самую «Докторскую», увы, говорит об обратном: белок 10,56% вместо «не менее 13%», как положено по ГОСТ Р 52196-2003.

КОЛБАСА ИЗ БУДУЩЕГО

«Докторская» от «Пит-Продукта» изумила не только самой высокой ценой за кг при несоответствии содержания белка требованиям ГОСТа, но и недостоверной информацией о дате изготовления продукта. На приобретенном «Общественным контролем» 4 октября 2012 г. батоне стояла дата из недалекого будущего — 30 октября 2012 г. То, что это досадная опечатка изготовителя, не вызывает сомнений. Непонятно другое: как такая партия могла быть выпущена за пределы производства, не пройдя даже визуального контроля (о другом мы уже и не спрашиваем) на этапе производства, склада, экспедиции?

Точно такой же вопрос и к гипермаркету «О’Кей»: как пищевой продукт с недостоверной датой изготовления могли принять на склад, а затем направить в торговый зал? Где же тот хваленый контроль качества, о котором так любят говорить наши ритейлеры?

Согласно ст. 3 ФЗ № 29 от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» продовольственные товары с недостоверной маркировкой не могут находиться в обороте: «Такие пищевые продукты… признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются». Так написано в законе, но на прилавке все иначе.

ЧТО НАШЛИ В «ВАРЕНКЕ»?

Самый низкий белок (9,41% вместо «не менее 12%») оказался в образце «Молочной» Кронштадтского мясоперерабатывающего завода (ООО «Перспектива»). По этому показателю экспертизу провалили образцы вареных колбас торговых марок «Царицыно», «Велком» и «Петербурженка».

В «Докторской» от ООО ПК «Петербурженка» были обнаружены избыток влаги (66,7% вместо «не более «65%»), растительные волокна (клетчатка) и животный белок. По словам профессора Александра Ишевского, декана факультета пищевых технологий СПбГУНиПТ, животные белки вырабатывают из различного сырья: свиной шкурки, свиной жилки, говяжьей жилки, плазмы свиной или говяжьей крови, молочной сыворотки и так далее. То есть наличие животного белка в колбасе говорит о том, что для ее производства все средства были хороши…

Этот животный белок был выявлен еще в образцах трех торговых марок: «Ладога» (ООО «Фабрика-кухня «Ладога», СПб), «Останкино» (ЗАО «МЗ «Ступино-Останкино», Московская обл.) и «Новгородский бекон» (ОАО «Великоновгородский мясной двор» (г. В. Новгород).

В великоновгородской колбасе специалисты ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория» также обнаружили крахмал и крахмалсодержащие зерновые компоненты и превышение массовой доли влаги (67,3% вместо «не более 65%»). Крахмалом и влагой (65,9%) оказалась богата колбаса ТМ «Останкино», а влагой (67,9%) и каррагинаном (влагоудерживающий агент) — колбаса ТМ «Ладога». По одному замечанию получили образец колбаса «Докторская» от ОАО «Мясокомбинат «Клинский» (превышение массовой доли влаги — 66,2%), а также образец колбасы «Докторская» от ЗАО «Микояновский мясокомбинат» (незначительное превышение массовой доли жира — 22,2% вместо нормы «не более 22%).

Анализируя параллельно те же самые образцы вареных колбас в лаборатории Института холода и биотехнологий, профессор Ишевский посетовал, что в отличие от советского периода сегодня производители в составе колбасы не указывают процентное содержание свинины и говядины. Раньше это было обязательно. Но есть и более серьезные замечания:

— Анализ результатов термообработки позволяет предположить использование в рецептурах дешевого мясного сырья и каллогенновых гелей, особенно в рецептурах изделий торговых марок «Царицыно», «Пит-Продукт», «Кронштадская», «Ладога», «Останкино» и «Микоян». После термообработки образцы торговых марок «Царицыно», «Ладога», «Останкино», «Иней» и «Микоян» не сохраняли структуры, становясь рыхлыми. При варке образцы торговых марок «Царицыно», «Останкино» и «Микоян» распадались на белковые хлопья, делая бульон непрозрачным, что указывает на использование в рецептурах либо избыточного количества воды, либо завышенного содержания в них жирного сырья. Непонятно использование усилителя вкуса в образце ТМ «Пит-Продукт» при его стоимости 410 руб. за кг. Все представленные образцы используют в рецептурах консерванты для увеличения сроков хранения.

Как видим, результаты экспертизы вареных колбас этого года мало чем отличаются от результатов исследований, проводимых «Общественным контролем», скажем, в прошлом году. Однако, если их сравнивать, можно заметить отсутствие в списке ведущего питерского колбасного бренда последних лет — вареной колбасы ТМ «Шеф Повар». В этом году, к сожалению, эта питерская торговая марка прекратила свое существование, не выдержав конкуренции с более дешевыми и не всегда соответствующими ГОСТу аналогами. А жаль, хорошая была колбаса, пожалуй, одна из немногих, которую старались делать по-честному.

Алиса САВЕЛЬЕВА

При реализации проекта «Скажи фальсификату «НЕТ!» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 2 марта 2011 года № 127-рп.