Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Ватрушка — обмана лучшая подружка

Ватрушки мы любим с детства. Их до сих пор дают на полдник в детских садах и пионерских лагерях, в больничных столовых и школьных буфетах. Для большинства родителей ватрушка — один из немногих способов заставить ребенка съесть творог, так необходимый растущему организму.

Сегодня ватрушку или ее собрата – пирожок с творогом – можно найти в любом магазине или кафе. Мы их с удовольствием покупаем по старой доброй памяти и совсем не замечаем, что ватрушка, чая лучшая подружка, уже совсем не та, что была раньше. В ней может не оказаться главного – творога.

Это выяснилось в результате независимой экспертизы качества одиннадцати образцов изделий сдобных с творогом, выпущенных самыми известными петербургскими пекарнями. Продукция была приобретена Санкт-Петербургской общественной организацией потребителей «Общественный контроль» и направлена на исследование в испытательную лабораторию ФБУ «Тест–С.-Петербург».

Результаты шокировали! Жировая фаза творожной начинки содержала молочный жир только в четырех изделиях из одиннадцати! Итоги экспертизы начинки любимой в народе выпечки оказался даже плачевнее, чем тестирование образцов творога. В ходе экспертизы этого кисломолочного продукта в 2011 году фальсифицированными оказались 50% образцов, а в 2012 — 45%.

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ…

На сайте ЗАО «Охтинское», чьи ватрушки ТМ «Аладушкин» были закуплены в числе прочих, посетителям задается вопрос, что главное в ватрушке? Ответ дан тут же — конечно, начинка! Далее по тексту: «Именно поэтому в ватрушках ТМ «Аладушкин» — 60% начинки. Для большой Ватрушки используется 18-процентный творог, поэтому она получается совсем как домашняя». А далее — скромная приписка: «Лучшая ватрушка, по мнению сетей Санкт-Петербурга! Единственная ватрушка с 18-процентным творогом».

Надеемся, теперь сети учтут результаты экспертизы «Общественного контроля» и, возможно, изменят свое мнение. Теперь пришел черед ЗАО «Охтинское» отвечать на вопрос потребителей: а где же обещанный молочный жир в начинке, для которой якобы использовался творог жирностью 18%?

В собственных технических условиях ЗАО «Охтинское» также черным по белому написано, что в составе начинки используется творог жирностью 18%.

ДИРЕКТОР НЕ В КУРСЕ?

«Общественный контроль» всегда сообщает участникам экспертизы результаты проведенных испытаний. Информация о том, что в творожной начинке молочный жир не обнаружен, была отправлена в ЗАО «Охтинское». Предприятие на сигнал отреагировало. В письме за подписью генерального директора П. А. Шаповал сказано, что проверка качества творога проводится раз в месяц, а при производстве ватрушек (внимание!!!) «используется творог жирностью 5%»! Как вам поворот событий? А как же рекламные обещания и присланная выписка из ТУ, где речь идет о твороге жирностью 18%? Получается, генеральный директор известного предприятия даже не в курсе, какое сырье согласно собственной рецептуре должно использоваться при производстве продукции. А давно ли он заглядывал на сайт своей компании?

Если раньше, в советские годы, замена творога 18% на начинку «иного состава» назвали бы воровством со вполне вытекающими уголовными последствиями, то сегодня это просто «введение в заблуждение потребителя» с наказанием «в виде предупреждения» от Роспотребнадзора. Мило, не правда ли: обманывай по-тихому на здоровье, а мы тебя только слегка пожурим!

МОЛОЧНЫЙ ЖИР НЕ ОБНАРУЖЕН

Не оказалось молочного жира и в творожной начинке ватрушки дрожжевой с творогом производства ООО «Север-Метрополь». Хотя в присланной в адрес СПб ООП «Общественный контроль» выписке из рецептуры значится, что для приготовления полуфабриката начинки творожной используется творог жирностью не менее 9%, а в 100 граммах продукта должно содержаться не менее 7,6 грамма жиров. Молочных, надо понимать. Такая же история приключилась и с ватрушкой с московской пропиской от ОАО «КБК» Черемушки. Молочный жир в ней также обнаружен не был.

Не был обнаружен молочный жир и в начинке ватрушки сдобной фруктово-творожной, выпеченной на Первом хлебопекарном объединении. Выписка из ТУ гласит, что в состав начинки входит творог жирностью 5%, правда, туда еще и маргарин с массовой долей жира не менее 82% добавляют, но молочный жир все-таки должен был присутствовать — те же 5%. Ан нет. Отсутствует полностью. На письмо «Общественного контроля» был дан ответ об ужесточении мер контроля на производстве. Словом, обещали исправиться.

Смесь молочного и немолочного жира специалисты ФБУ «Тест-С.-Петербург» обнаружили также в образце ватрушки с творогом и изюмом ООО «Приморское» (сеть магазинов «Сезон») и в пироге с творогом, испеченном в кафе-пекарне ООО «Пироговый дворик».

КОРЕНЬ ЗЛА — В СМЕТАНЕ

Волна фальсификации молочных продуктов, захлестнувшая продовольственный российский рынок, задела и такого гиганта, как ОАО «Хлебный дом». Как сообщил директор по производству В. М. Остапенко, компания провела свое расследование по поводу исчезновения молочного жира из начинки «Пирога домашнего с творожной начинкой». Выяснилось, что корень зла кроется в сметане производства некоего ООО «МежОзерное Молоко», которую хлебопеки использовали при производстве выпечных изделий. Это показала дополнительная проверка качества сметаны, проведенная хлебозаводом в ФГУ «Тест–С.-Петербург» после поступления сигнала от «Общественного контроля».

ВМЕСТО ТВОРОГА — «ТВОРОЖНЫЙ ПРОДУКТ»

Выходит, 65% исследованных образцов сдобы не могут называться ватрушками с творогом. В лучшем случае — ватрушками с творожным продуктом. По словам заместителя начальника испытательной лаборатории ФБУ «Тест–С.-Петербург» Екатерины Полиектовой, для замены молочных компонентов производители в основном используют растительные жиры — пальмовое и кокосовые масла. Доходит до того, что они составляют 100% жировой основы. Тропические масла на порядок дешевле молочного жира. И их применение значительно снижает себестоимость продукции, увеличивая прибыль изготовителя и продавца.

Кстати, специалисты не исключают, что тропические масла добавляются в начинку из соображений удобства применения — масса для начинки становится более пластичной и удобной в использовании. Однако производитель обязан сообщить о таком «технологическом приеме» покупателю и придумать название для нового изделия.

НАУКА ВЫЖИВАТЬ ИЛИ НАЖИВАТЬСЯ?

По словам заместителя декана факультета пищевых технологий, доцента кафедры органической, физической, биологической химии и микробиологии СПб ГУНиПТ Полины Гуньковой, нельзя исключать, что для приготовления начинки забракованных по жировой идентификации образцов ватрушек использовался обезжиренный творог. Хотя, если это предположить, следы молочного жира все же должны были обнаружиться, так как сепарировать молоко на 100% невозможно.

Начальник испытательной лаборатории ФБУ «Тест–С.-Петербург» Людмила Серажутдинова допускает, что «неправильный» творог изначально закупался у поставщиков. По документам товар качественный, а на практике оказался фальсификатом. Конечно, можно свалить всю вину на поставщиков, но где тогда входной контроль сырья и конечного продукта?

Другой печальный вывод очередной экспертизы «Общественного контроля» — полное отсутствие контроля государственного за качеством выпускаемых пищевых продуктов, соблюдением Закона «О защите прав потребителей» в части доведения до потребителей достоверной информации о товарах и, наконец, за соблюдением условий добросовестной конкуренции. Последнее замечание – уже в адрес Федеральной антимонопольной службы.

Все это сегодня на руку недобросовестному бизнесу, который не выживает, а отлично развивается, неплохо наживаясь на доверчивости потребителей.

ВАТРУШКИ С ТВОРОГОМ ЕСТЬ!

Несмотря на удручающую общую картину экспертизы ватрушек, нельзя не сказать о тех, кто оказался честен перед покупателем. Из 11 исследованных образцов творожных ватрушек молочный жир был обнаружен лишь в начинке четырех из них. При этом сказать, что они сильно отличаются в цене, нельзя. Все исследованные образцы, за исключением московской гостьи, стоят примерно одинаково — в пределах 20–22 рублей в пересчете на 100 граммов. Значит, можно делать качественный продукт, не обманывая покупателей и не в наклад себе. И при этом сохранить честное имя и репутацию.

Согласно протоколам испытаний, настоящие творожные ватрушки испекли ОАО «Каравай», ОАО «Хлебный завод «Арнаут», ООО «Лента» и ООО «О,Кей» (единственное замечание к образцу продукции — плохо читаемая маркировка).
Дарья ДЕДОВА


СПб ООП «Общественный контроль» благодарит за проведение испытаний ФБУ «Тест—С.-Петербург» и лично его директора Владимира Окрепилова. При реализации проекта «Скажи фальсификату «НЕТ!» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 2 марта 2011 года № 127-рп.


http://www.zoofirma.ru/