10 образцов автомобильных стеклоочистителей в пластмассовых канистрах емкостью 4 и 5 литров были закуплены в торговой сети Санкт-Петербурга и переданы в лабораторию «Малотоннажные химические продукты». Результаты экспертизы зафиксированы в протоколе испытаний В-407/04 от 26.11.04 г.
Кто виноват?
Несмотря на то что в производстве стеклоочистителей метанол запрещено использовать еще с 2000 года, в трех образцах он был обнаружен, причем в высоком процентном отношении: у стеклоочистителей «Арктика» и «Супер Обзор» — по 45%, а у средства «Луч» — 42% от общего объема жидкости пришлось на это ядовитое вещество.
Тут стоит напомнить, что же, собственно, из себя представляет метанол, или метиловый (древесный) спирт, и чем он опасен. Метанол — это растворитель, бесцветная жидкость со слабым спиртовым запахом. Используется в производстве пластмасс и сложных эфиров.
Вместе с тем метанол — сильный нервный и сосудистый яд. Механизм его воздействия на организм заключается в параличе сосудов, особенно типичны поражения зрительного нерва и сетчатки глаза. Прием внутрь 5-10 мл этого вещества может привести к слепоте, а 30 мл являются смертельной дозой.
Согласно классификации нормативов «Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны ГН 2.2.5.686.98» ПДК метанола в воздухе составляет 5 мг/м3.
Каждый автомобилист хорошо знает, что пары стеклоочистителя попадают в салон. Если же в бачке омывателя содержится метанол, у водителя и пассажиров раздражаются слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Поскольку метанол является ядом с ярко выраженным кумулятивным (накопительным) действием, при ежедневном пользовании подобным стеклоочистителем идет накопление отравы в организме. Кроме того, пары метанола обладают высокой растворимостью в воде, а значит и в жидкостях организма. Соответственно, накопление яда в теле человека происходит в процессе дыхания непрерывно и весьма интенсивно.
К тому же не исключено, что стеклоочистители, содержащие столь высокий процент метанола (42–45%), могут попасть непосредственно на кожу или в глаза потребителя. Это также несет серьезную угрозу для его здоровья.
Почему же изготовители стеклоочистителей, прекрасно осведомленные обо всех перечисленных леденящих душу нюансах, несмотря на запрет, на протяжении вот уже пяти лет продолжают выпускать продукцию, содержащую метанол?
Возможно, здесь виноваты не столько они, сколько поставщики сырья: для выпуска стеклоочистителей используются отходы спиртового и лакокрасочного производства, и до изготовителей не всегда доходит достоверная информация о составе сырья. Однако в этом случае очевидно, что предприятия, состоящие в договорных отношениях с подобными поставщиками, не уделяют должного внимания вопросам качества своей продукции. Не исключено и то, что в продаже может оказаться фальсификат, изготовленный на «левых» подпольных мини-производствах. Правда, это скорее касается стеклоочистителей, реализующихся на рынке, где и сами продавцы могут сознательно внести свои «коррективы» в состав продукта.
Безусловно, ответственность за фальсификат несет изготовитель. Однако по закону за его реализацию в первую очередь отвечает предприятие торговли, а не те поставщики товара, которые его «подставили». В связи с этим торговцам не помешало бы быть разборчивее и требовательнее. Им гораздо целесообразнее сотрудничать только с теми изготовителями, чья репутация на рынке безупречна, а не с такими, как упомянутая выше троица фальсификаторов. Кстати, двое из них — НПО «Органик-Прогресс» и ОАО «РастКо» — попали в наш черный список еще и по итогам прошлогодней экспертизы. «Отличилось» и ЗАО «ПКФ ПРОМПАТ»: на маркировке своего стеклоочистителя «Луч» изготовитель сделал гордое заявление «без метанола», а это уже наглый обман потребителей.
Как рассказал в комментарии к предыдущей экспертизе руководитель лаборатории «Малотоннажные химические продукты» Илья Гринштейн, метанол начали добавлять в состав стеклоочистителей для снижения начала температуры кристаллизации. Однако, как выяснилось, этот небезопасный для здоровья автомобилистов способ «оптимизировать» продукт не обеспечивает его основного потребительского свойства — защиту стекол от обледенения.
Ядовитый узор на стекле
Как показала экспертиза, у всех образцов, содержащих метанол, фактическая температура кристаллизации не соответствует действительной, причем у образца стеклоочистителя «Луч» — весьма значительно (-22 против -30). Правда, наибольший разрыв между желаемым и действительным наблюдался у образца стеклоочистителя «Блик-30». Температура кристаллизации также не дотянула до отметки -30°С и у образца стеклоочистителя «Economist». Остается только надеяться, что нынешняя зима будет не слишком холодной и у автомобилистов, купивших такие стеклоочистители, не появится на ветровом стекле морозный узор (в некоторых случаях — ядовитый).
Пять остальных изготовителей оказались полностью честны перед потребителем. Причем у четверых из них фактическая температура кристаллизации средства была значительно выше обещанной.
Такие прекрасные потребительские свойства можно признать настоящим подарком петербургским автомобилистам, которых не застанет врасплох обычный для климата нашего города неожиданный скачок минусовой температуры.
Марина КОЛЕСОВА
Редакция «ПК» благодарит за проведение экспертизы специалистов Испытательной лаборатории «Малотоннажные химические продукты» ФГУ РНЦ «Прикладная химия».
- Назад
- Вперёд >>