Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Если на трассе ты в столб угодил, значит не ту «тормозуху» залил

Содержание материала

Известно, что автомобиль – источник повышенной опасности для жизни людей. Безопасность его эксплуатации – в отлаженной работе каждого механизма машины. Поэтому и все расходные материалы, обслуживающие их работу, должны быть исключительно качественными. Иначе произойдет сбой в системе, который может повлечь аварию или даже катастрофу. И в первую очередь это касается тормозной системы.

Что заливают питерские автомобилисты в тормозную систему своих авто? Восемь видов тормозной жидкости от различных производителей, купленных на авторынке на ул. Фучика, редакция газеты «Петербургское качество» предложила исследовать специалистам аккредитованной испытательной лаборатории Российского научного центра «Прикладная химия». Как прокомментировал начальник лаборатории И.Л. Гринштейн, испытания проводились на соответствие этих образцов требованиям ТУ 2451-004-36732629-99, по которому они изготовлены.

Важнейшие параметры, на соответствие нормам которых проводилось испытание – температура кипения сухой и увлажненной жидкости. Что значит этот показатель для работы автомобиля? Допустим, мы едем на машине в жаркий день, делаем много остановок, то есть большое количество торможений. Тормоза при эксплуатации греются, а значит, нагревается и тормозная жидкость. При высоких скоростях движения и интенсивных торможениях в жидкости выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, создается опасность ее «закипания». Если температура закипания ниже допустимой нормы, то это может привести к отказу тормозов и в итоге к аварийной ситуации. Температура кипения сухой жидкости, в зависимости от класса продукции, должна быть в промежутке от 205 до 260°С, а увлажненной – от 140 до 165°С. Ниже – недопустимо. Тем не менее образцы тормозных жидкостей «Торса» (Казань), «Neva» (ЗАО «Теком», С.-Петербург), «Нева» (ООО «Регион Комплект», С.-Петербург) и «Нева» (Нижнекамск) нормам ТУ не соответствуют. Поэтому можно сказать определенно: в эксплуатации эти жидкости ненадежны и даже опасны.

Следующий параметр нашего исследования – вязкость кинематическая. Она характеризует, насколько хорошо будет проходить эта жидкость через узкие трубопроводы механизма. Если фактическая вязкость жидкости превышает норму – начнутся затруднения с ее попаданием в тормозную систему, что вызовет неполадки механизма. Продукция из Нижнекамска и питерского «Регион Комплекта» не соответствует требованиям к данному параметру.

Так же разрушительно подействует тормозная жидкость на ваш автомобиль, если превышен ее показатель кислотности – pH. Такая жидкость станет агрессивной и начнется разрушение трубопровода, что тоже чревато неприятными для автомобиля и его хозяина последствиями. А превышена кислотность опять-таки в продукции из Нижнекамска и питерского «Регион Комплекта», а также в казанском «Торсе».

Массовая доля воды в тормозных жидкостях всех классов должна быть одинакова: не более 0,1%. Увеличение воды может произойти из-за неправильного хранения продукта (например, в открытую цистерну попадает вода из атмосферы), из-за несоблюдения технологии производства и… умышленно. По каким причинам массовая доля воды не соответствует норме в шести из восьми исследованных нами образцов – уже не определить. Но настораживает то, что перелив воды встречается в два раза чаще, чем недолив. Почти два процента, что вдвое больше нормы, составил этот показатель в продукции из Казани! Это большое отклонение от нормы.

Подводя итоги нашей экспертизы, мы можем смело посоветовать нашим читателям-автомобилистам пользоваться двумя из испытанных нами образцов тормозной жидкости: это «РОСДОТ 4» «Super» (ООО «Тосол-Синтез», г. Дзержинск) и «Spectrol» (ПГ «Спектр-авто», Москва). Эта продукция полностью соответствует всем нормативным требованиям. Что касается остальных, то, изучив данные приведенной ниже таблицы, сделайте свои выводы о безопасности их применения для вас и вашего авто.

Алла Фесенко

Редакция выражает благодарность за проведение экспертизы Аккредитованной испытательной лаборатории «Малотоннажные химические продукты» и лично ее руководителю Илье Гринштейну.
(Тел./ф. 238-11-62, тел. 238-90-17)


Наименование продукта Тормозные жидкости
«ДOT 4» «Торса» «РОСДOT 4» «Super» «Neva» «Нева» «DOT 4» «Spectrol»
Масса 0,5 л 1 л 0,5 л
Место закупки Авторынок, ул. Фучика
Цена, руб. 30 20 25 40 21 50
Производитель ООО «Орника», г. Казань ООО «Тосол-Синтез», г. Дзержинск ЗАО «Теком», г. Санкт-Петербург СП «Интер-мобиль», г. Нижнекамск ОАО «Химик», г. Луга ООО «Регион Комплект», г. Санкт-Петербург г. Нижнекамск ПГ «Спектр-авто», г. Москва
Температура кипения, °С сухой жидкости Норма для класса ДОТ 3 не < 205, для класса ДОТ 4 не < 230, для класса РОСДОТ 4 не < 260
194,0 269,0 186,0 211,0 208,0 196,0 197,0 261,0
Температура кипения, °С увлажненной жидкости Норма для класса ДОТ 3 не < 140, для класса ДОТ 4 не < 155, для класса РОСДОТ 4 не < 165
161,0 166,8 141,3 146,6 128,5 135,5 131,3 167,6
Вязкость кинематическая, мм2/с при –40°С Норма для класса ДОТ 3 не > 1500, для класса ДОТ 4 не > 1800, для класса РОСДОТ 4 не > 1450
221,7 235,7 935,4 186,2 1239,3 2142,3 1826,9 186,5
Вязкость кинематическая, мм2/с при +100°С Норма для класса ДОТ 3 не < 1,5, для класса ДОТ 4 не < 1,5, для класса РОСДОТ 4 не < 2,0
2,58 2,51 2,43 1,93 1,94 2,19 2,21 2,41
pH Норма для класса ДОТ 3 7,0–10,5, для класса ДОТ 4 — , для класса РОСДОТ 4 7,5–9,0
6,3 7,6 7,4 8,4 7,4 6,7 6,1 7,3
Массовая доля воды, % Норма для класса ДОТ 3 не > 0,1, для класса ДОТ 4 —, для класса РОСДОТ 4 не > 0,1
1,7 0,036 0,38 0,16 0,17 0,42 0,38 0,062
Общая оценка «ПК» неудовл. отлично неудовл. хорошо удовл. неудовл. отлично
 
Данные экспертизы и общая оценка «ПК» касаются исключительно конкретных образцов, представленных на экспертизу, а не всей аналогичной продукции данных предприятий-изготовителей.